История о Железной маске является мифом

Мельница мифов: Железная маска

Миф о Железной маске относится к легендарным историям с литературной подоплекой. Еще бы!  Ведь к этой байке приложили руку гениальный выдумщик Вольтер, обожавший все литературные жанры, кроме скучного, и Дюма-отец. На самом деле в этой истории вряд ли фигурировала именно железная маска. Да и была ли она? Очень похоже, что это миф в чистом виде.

Историк Мариус Топен в 1869 году насчитал 52 серьезные работы, посвященные таинственному узнику, известному как "Железная маска". Само собой разумеется, в их число не входили статьи, романы и пьесы. В начале XXI столетия количество подобных публикаций увеличилось в разы. Вдобавок возросло число выдвинутых гипотез, и расширилась география исследователей. В 1970-е годы статью, написанную непрофессиональным историком, опубликовал советский научно-популярный, но очень авторитетный журнал "Наука и жизнь", в котором серьезно освещались проблемы науки.

Легенда о Железной маске, за исключением некоторых второстепенных подробностей, гласит следующее. В годы правления Людовика XIV в одной из камер самой надежной в Европе тюрьмы, расположенной на самом большом острове архипелага Святой Маргариты (в древности Леро) и видной со стороны Канн, на протяжении нескольких лет пребывал таинственный узник. Стройного телосложения, со светлыми волосами и с очень приятным голосом, чье лицо было закрыто маской с железными пружинами, позволявшими свободно принимать пищу, не снимая маски. Никто не имел права приближаться к нему, кроме его тюремщика, и произносить или слышать его имя.

Читайте также: Добрый король Анри нашел свою голову

Разговаривающие с узником графы и маркизы проявляют к нему уважение, граничащее с почтительностью. В сентябре 1698 года Железную маску тайком перевозят в Бастилию, где содержат в самых лучших условиях, какие только возможны в тюремном замке. Ему подают к столу изысканные яства, доставляют тонкое белье и кружева. Узник любит играть на виолончели, и его прихоти исполняются. Новый комендант Бастилии, бывший губернатор острова Св. Маргариты, де Сен-Мар (1626 — 18 сентября 1708), в его присутствии стоял и очень редко садился.

Узник скончался в Бастилии 19 ноября 1703 года. Под именем Marchioly (Маршиоли) или Marchiali, Marchialy (Маршиали) похоронен на кладбище Сен-Поль. По слухам, его тело засыпали едким веществом, чтобы как можно скорее сделать неузнаваемыми черты лица. Согласно другим сообщениям, его отрубленную голову захоронили в тайном месте. Кто-то присовокупил, что уже на другой день после похорон могильщик по просьбе некоего влиятельного лица вновь раскопал могилу и, к своему удивлению, вместо трупа нашел огромный камень.

Могилу Железной маски потревожили в 1902 году, когда сносили старинное здание, построенное еще во времена Генриха IV, бывшую городскую усадьбу президента парламента де Планси, которая располагалась рядом с кладбищем Сен-Поль. При раскопках сохранившегося могильного холма, под которым, согласно устной легенде, покоился загадочный узник, и которое считалось началом подземного входа в Бастилию, не обнаружили ничего, кроме старого строительного мусора. Начали муссировать слухи о сознательном уничтожении гроба с останками заключенного.

Насчитывается, как минимум, 51 гипотеза о скрытой под маской личности. Перед вами наиболее популярные и забавные версии. В 1688 году губернатор острова де Сен-Мар (de Saint-Mars) распустил слух, что Железной маской был герцог де Бофор, в том же году де Сен-Мар эту же роль отвел уже Генри Кромвелю (сыну Оливера Кромвеля). В конце XVII века появился слух, возможно порожденный фантазией мадам Сесси, что "маска" — это неизвестная женщина.

 

В анонимном голландском памфлете"Любовнаясвязь АнныАвстрийской, супруги Людовика XIII, с месье Г. Д.Р., настоящим отцомЛюдовика XIV, где подробно рассказано, как принялись за дело, чтобы обеспечить престолу наследника, к каким средствам для этого прибегали и, наконец, о всем убожестве этой комедии", опубликованном в 1692 году, под аббревиатурой M. Le C.D.R. был выведен либо граф де Рошфор (comte de Rochefort), либо де Ривьер (comte de Riviére). Брошюра выдержала пять изданий. На титуле третьего издания вместо инициалов M. Le C. D. R. Было напечатано имя кардинала Ришелье. Неизвестно, было ли это опечаткой или сделано намеренно, но из самого текста такое заключение никак не следовало.

Вольтер подхватил слух, пущенный, вероятно, в 1701 году маркизом де Барбезье и его метрессой мадемуазель де Сен-Кантен о том, что таинственный узник не кто иной, как старший брат Людовика XIV, сын любовника Анны Австрийской. Литератор преподнес самого себя как великого детектива, проникнувшего в загадку истории. В целом Вольтер благоволил Людовику XIV, рассматривая маску как гуманное решение проблемы, а само решение как вызванное высшими государственными интересами. Другими соображениями были озабочены иные его последователи.

В 1790 году шевалье де Толе выдвинул на роль узника армянского патриарха Аведика. В 1883 года у таможенника, музыковеда и мольериста Анатоля Локена появилась оригинальная идея — под маской скрывался известный драматург Мольер, заключенный якобы за кровосмесительный брак с собственной дочерью.

Помимо многочисленных кандидатов на роль L'homme au masque de fer - "человека в железной маске", некоторые историки склонны были считать, что эта "тайна, вероятно, никогда не будет прояснена". С этим высказыванием знаменитого Мишле солидарны некоторые из его коллег и не только во Франции.

С такой точкой зрения категорически не согласен французский историк Жан-Кристиан Птифис (Jean-Christian Petitfils), о чем подробно рассказал в изданной в 2003 году в Париже книге "Железная маска. Между историей и легендой" — Le Masque de fer, entre histoire et légende. Свою работу сам автор обозначил как "своего рода спектральный анализ слухов, их бытования и триумфального распространения вплоть до конца XVIII века". Ошеломляющий успех этой легенды в том столетии историк объясняет психологическими причинами, наподобие тех, что сейчас подпитывают ужас перед "кровавой гэбней".

"Очаровывая и вместе с тем возбуждая чувство отвращения, питая коллективные страхи перед абсолютной властью и ее карательными органами, этот замогильный персонаж порождал атавистический ужас от одной мысли, что любой может оказаться заживо погребенным", — утверждает Ж-К. Птифис.

Впервые документально подтвержденное свидетельство о существовании загадочного узника датировано 18 сентября 1698 года. Королевский наместник Бастилии, первое лицо в крепости после управляющего, Этьен Дю Жюнка записал: "В четверг 18 сентября в три часа пополудни мсье де Сен-Мар, начальник крепости Бастилия, прибыл к месту своего нового назначения с острова Св. Маргариты и Сен-Онора, имея при себе в носилках старого заключенного, который был с ним еще в Пинероле, которому он велел постоянно быть в маске, имя которого не произносилось и которого по выходе из носилок велел поместить до наступления ночи в первую камеру башни де ла Базиньер". У историков нет никаких оснований сомневаться ни в аутентичности текста, ни в добросовестности его автора.

Пинероль — это небольшой французский городок в Северной Италии, где 3 апреля 1680 года скончался один из кандидатов на роль Железной маски бывший инспектор финансов Николя Фуке(NicolasFouquet).

 

Помимо дневниковой записи наместника, есть также свидетельство некоего де Дюбюиссона, находившегося в Бастилии с 14 декабря 1703 года до 18 сентября 1715 года. Несмотря на то, что он попал в тюрьму уже после смерти Железной маски, он сидел вместе с теми заключенными, кто контактировал с ним через посредство каминной трубы. На вопрос, почему тот не хочет назвать свое имя и рассказать о себе, узник сказал им, что подобное признание стоило бы жизни ему, равно как и тем, кому бы он открыл свой секрет.

Таинственный узник скончался через пять лет после прибытия в Бастилию от внезапной болезни. Во втором реестре, в котором регистрировались случаи смерти и освобождения заключенных, Дю Жюнка записал: "В четверг 19 ноября 1703 года таинственный заключенный, постоянно носивший маску из черного бархата, которого мсье де Сен-Мар, прибыв с острова Св. Маргариты, привез с собой, которого он охранял долгое время, накануне, возвращаясь с мессы, почувствовал себя плохо и сегодня в 10 часов вечера умер".

К сожалению, никаких подробностей о том, были ли у бархатной маски какие-либо металлические детали, железный замок или подбородочник, не сообщалось. Также ничего неизвестно о форме маски, поэтому версия о карнавальной полумаске также не более чем легенда.

Кроме двух записей в дневнике Дю Жюнка, историки располагают лишь еще одним подлинным историческим свидетельством той эпохи — актом о смерти, составленном в приходе Сен-Поль: "19-е, Маршиоли, сорока пяти лет или около того, умер в Бастилии, и тело его погребено на кладбище прихода Сен-Поль 20-го числа сего месяца". Данный акт подтверждает запись Дю Жюнка, который тоже написал о "мсье де Маршьель" — офранцуженный вариант имени Маршиоли. Настораживает, что при погребении по христианскому обряду не упомянуто подлинное имя усопшего и его возраст "45 лет или около того". Вольтер приводил свидетельство зятя врача из Бастилии, Фрекьера, что незнакомец незадолго до своей смерти сказал — ему 60 лет.

В 1960–1970 годах Ж-К. Птифис отстаивал версию, от которой впоследствии отказался. Под маской был слуга французского государственного деятеля Кольбера по имени Эсташ Данже (Eustache Dauger или Danger), который пытался отравить своего хозяина. Однако внимательное изучение всего корпуса документов привело исследователя к мысли, что "главная ответственность" за весь балаган вокруг таинственного узника на совести де Сен-Мара. "Именно его россказни, — пишет Птифис, — если и не породили миф, то, во всяком случае, обильно питали его".

Сен-Мар находил удовольствие, сообщая всем и каждому секреты, которые он по долгу службы обязан был хранить. Он манипулировал общественным мнением жителей Средиземноморья, от природы предрасположенных "к мифотворчеству и потому раздувавших малейший слух, исходивший из крепости".

Историк отмечает, "первые слухи зародились в Пинероле после прибытия туда 21 августа 1669 года Эсташа Данже". Однако "Сен-Мар постарался сделать все, чтобы окружающие подумали, будто он, бывший тюремщик опального королевского министра (Николя Фуке. — Ред.) и графа де Лозена, держит в заключении очень важного и высокопоставленного человека". Исследователь даже высказывает предположение, что "маска была личной инициативой Сен-Мара".

Читайте также: О чем рассказала кровь Людовика XVI

Свое историческое расследование Птифис закончил примечательным пассажем: "К счастью, воображение невозможно сковать логикой и здравым смыслом. К загадкам можно найти разгадки, легенды же бессмертны".

Читайте все статьи из серии "Мельница мифов"

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить