Происходящее во сне кажется нам реальным вплоть до пробуждения. А как воспринимает сновидения наш мозг? Исследователи из Института психиатрии Общества имени Макса Планка решили проверить, какие зоны коры активны в то время, когда мы видим сны. Узнать это оказалось непросто: ученым пришлось разыскать людей, владеющих техникой осознанных сновидений.
Когда нам снится, что мы бежим, едем или летим — воспринимает ли наш мозг эти действия как реальные? Казалось бы, ответ очевиден: вряд ли. Иначе мы бы, не просыпаясь, бегали, крутили педали под одеялом, а может быть, и освоили бы искусство левитации. Но вот немецкие исследователи из Института психиатрии Общества имени Макса Планка решили проверить этот, казалось бы, совершенно неоспоримый факт. Их заинтересовал вопрос: какие зоны активизируются в мозге в то время, когда мы совершаем какое-либо действие во сне?
Чтобы узнать это, ученым требовалось сопоставить время совершения действия во сне с изображением мозга на экране фМРТ-сканера, в режиме реального времени показывающего активность коры. И в этом была вся сложность: как узнать, что именно видит спящий в данный момент? Разбуженный, он может забыть большую часть сна, да к тому же не сумеет указать периодичность событий - во сне время воспринимается совершенно по-другому. Для этого эксперимента сотрудникам Института психиатрии, подобно командирам, готовящим спецоперацию, пришлось разыскивать совершенно особенных волонтеров — тех, кто умеет управлять своими снами.
Впрочем, говорят, что таких людей немало: почти каждому из нас хотя бы раз в жизни удавалось управлять своим сном. Другое дело, что немногие могут делать это осознанно. Однако есть люди, увлекающиеся подобными практиками: при помощи специальных техник и медитаций они тренируют сознание, чтобы смотреть сны "по заказу" и управлять своими действиями во время сновидения.
Читайте также: В темноте мозг становится креативным
На призыв мюнхенских ученых откликнулись шестеро таких умельцев. Исследователи положили их спать в фМРТ-сканер. При появлении управляемого сна они должны были подать наблюдателям знак — за закрытыми веками пошевелить глазами. В самом же сне ученые попросили добровольцев сжать левую или правую руку — несложное движение, для выполнения которого наяву активизируются совершенно определенные зоны коры.
Увидеть управляемый сон удалось всего двум из шестерых участников. Но каково же было удивление ученых, когда во время сжимания руки во сне мозг активизировал те же самые участки, что и наяву! Получается, что сон — это не своеобразное "кино", которое мы смотрим каждую ночь, в противном случае, в работу включались бы только зоны зрительного анализатора.
Впрочем, работа мозга при "просмотре" сновидений не совсем идентична таковой наяву — иначе бы все мы стали лунатиками. Во сне молчит область мозга, отвечающая за принятие решений — и потому зоны моторной коры не активизируются. Исключением как раз становятся больные лунатизмом, или, выражаясь более научно, сомнамбулизмом. Этим расстройством страдают около 2 процентов населения земли, чаще всего оно встречается у детей и подростков — по-видимому, мозг некоторых из них не сразу обучается "правильно вести себя" во время сна и активизирует моторные зоны.
Лунатики встают с постели и ходят, не просыпаясь. В таком состоянии они порой могут совершать довольно сложные действия — перекладывать предметы, открывать двери, поливать цветы. Многие сомнамбулы способны даже ответить на несложный вопрос, вроде "Как тебя зовут?".
Лунатизм наблюдается во время медленной фазы сна — той же, на которой к нам приходит 80 процентов сновидений, кошмары, от которых мы просыпаемся в холодном поту. В этой же фазе сна люди разговаривают, а те, кто страдает ночным недержанием, мочатся в постель. Снохождение считается нервным расстройством, поскольку такой режим сна, конечно, нельзя считать нормальным — все-таки это состояние задумано природой как отдых.
К тому же, сомнамбулы подвергают себя опасности: некоторые из них вываливаются из окон, приняв их за двери, выходят на крышу или на оживленное шоссе. Разбудить лунатика трудно — в этой фазе сон у людей необычайно крепок. Родным, заставшим лунатика во время ночных хождений, рекомендуется аккуратно проводить его до постели. Благо, лунатики послушны: на команду, произнесенную уверенным тоном, их сознание откликается немедленным выполнением.
Известно, что склонность к лунатизму передается по наследству. В феврале этого года американские ученые нашли участок ДНК, отвечающий за склонность к развитию сомнамбулизма. Исследователи отыскали необычную семью, в которой целых девять человек были лунатиками. Причем их снохождение было столь частым и долгим, что нередко заканчивалось травмами, а один из них, ставший героем семейной легенды, умудрялся, не просыпаясь, надевать восемь пар носков.
Читайте также:От правды до выдумки — одна борозда
Исследователям повезло и в том, что, несмотря на привычку к лунатизму, члены семьи отличались завидным долголетием и плодовитостью: в исследовании приняли четыре поколения родственников, всего 22 человека. Сделав анализ ДНК, полученной из слюны лунатиков и их родных, специалисты обнаружили в 20-й хромосоме специфический участок. Присутствие его копии в геноме с вероятностью в 50 процентов определяло, что в будущем человек станет лунатиком. Ученые решили продолжить исследование, чтобы определить, какой из 28 генов, входящих в данный участок, является виновником сомнамбулического расстройства.