Математические способности блокируются чувством страха

Страх мешает успехам в математике

Представьте, что вы сидите на школьном уроке математики и мирно витаете в облаках… И тут учительница вызывает вас к доске и заставляет сражаться с совершенно непонятными уравнениями и дробями. Если одна эта картина вселяет панику — в школе у вас, наверняка, были проблемы с точными науками. Причем страх в данном случае был не следствием, а причиной.

Неспособность быстро справляться с математическими задачами вызвана не отсутствием способностей к точным наукам, а эмоциональными реакциями, доказали ученые. "Ребенок не успевает по математике", "Это в меня, я тоже ни одного уравнения не могла решить правильно", "Он прирожденный гуманитарий" — многие родители заявляют такое о своих детях. И напрасно: психологи из Чикагского института в США доказали, что именно страх перед математическими задачами блокирует умственные способности учеников.

С помощью серии вопросов исследователи отобрали самых "пугливых" студентов (пугливых в том, что касалось математики), а после предложили им ряд задач. У учеников, страдающих "математической боязнью", ученые с удивлением обнаружили активность некоторых участков мозга, никак не связанных с точными науками и логическим мышлением. Участками этими оказались подкорковые структуры, хвостатое ядро и некоторые другие прилежащие к нему ядра.

Работа данных зон связана с мотивационной сферой — они отвечают за так называемую систему подкрепления. Благодаря активности этих структур мы радуемся выигрышу или огорчаемся, когда проиграли, а также оцениваем возможный риск и свои шансы на победу.

Читайте также: Болезнь, ведущая к финансовому кризису

Так вот, успешность решения задач находилась в обратной зависимости от степени активности этих центров. Если хвостатое ядро и подкорковые структуры у испытуемых "включались на полную мощность", количество правильных ответов составляло в среднем 68 процентов (то есть почти треть задач студенты решали неправильно или вовсе не могли решить), если же активность была низкой, число правильных решений возрастало до 83 процентов. По словам экспериментаторов, у студентов с особенно высоким уровнем тревоги некоторые мотивационные зоны мозга активировались еще до получения задания.

Такую ситуацию психологи называют избыточной мотивацией: если субъективная ценность чего-либо становится для человека слишком высокой, его страх потерять это или не справиться с ситуацией становится так велик, что мешает выполнению даже самых простых действий. Психолог Владимир Леви приводит хорошую метафору такой закономерности. Представьте, что вам нужно пройти по довольно широкому бревну, которое лежит на земле, и ни разу не оступиться. Для здорового человека с хорошей координацией это довольно несложное задание.

Теперь представьте, что бревно подняли на высоту вашего роста. Задание все то же, но справиться с ним труднее: в том случае, если вы все-таки упадете, вы рискуете сильно ушибиться или даже что-нибудь сломать. Ноги дрожат, вы теряете равновесие, идти становится сложнее. Ну, а теперь представьте, что бревно подняли на высоту десятого этажа… Даже представить проход по нему страшновато, не правда ли?

Примерно то же происходит и с напуганными учениками. Под страхом плохо написать контрольную работу, не сдать годовую или — о ужас — провалиться на экзамене, они теряют всякую способность разумно мыслить. Любопытно, что активация указанных мотивационных и подкрепляющих зон мозга никак не влияет, к примеру, на способности гуманитарные, и вообще на качество выполнения любых нематематических заданий. По-видимому, на просчеты риска идут те жересурсы,чтоинарешениеуравнений — вот их и не хватает на все. А эмоции, как известно, имеют способность блокировать всю остальную деятельность, так как лежат в основе любой мотивации.

Напрашивается закономерный вывод: чтобы обеспечить своим детям школьного возраста успехи в математике, родителям прежде всего стоит избавиться от излишней тревожности по этому поводу. Иначе нервозность и "сверхмотивация" передадутся детям, и они в ужасе станут замирать над сложными задачами, не в силах сосредоточиться и хотя бы попробовать какое-то решение. Кстати, подобным страхом мамы и папы чаще "награждают" девочек. До недавних пор считалось, что женщины менее успешны в точных науках, хуже оперируют с числами, да и логика у них хромает… "Сильной" стороной женщин всегда считалась эмоциональность и хорошая интуиция…

Всегда — до тех пор, пока ученые не открыли, что как раз большую эмпатию (сопереживание и улавливание чувств других людей) проявляют мужчины, и интуиция у них тоже развита лучше. Что заставило задуматься: правдив ли в таком случае миф о нелогичности женских рассуждений и их слабых способностях к математике?

Объективные показатели вроде бы подтверждают: успехи мальчиков в точных науках выше, особенно начиная со средних классов. Однако последнее время психологи все больше склоняются к мысли, что существующие различия являются культурно обусловленными. Мальчики успевают по математике именно потому, что родители и учителя ждут от них хороших результатов, передают им свою уверенность и всячески поощряют.

От девочек же, напротив, ждут неспособности справиться с простейшими уравнениями, мамы причитают что-нибудь вроде: "Что поделаешь, я такая же была", — и школьницы психологически "оправдывают" эти ожидания: не справляются. К тому же растущая тревога, как показали исследования чикагских ученых, напрямую влияет на успех решения задач.

Возможно, именно поэтому существенная разница в успеваемости мальчиков и девочек по математике проявляется не с самого детства, а в средней школе, примерно с 12 лет. К этому возрасту юные представители обоих полов усваивают культурные нормы, диктующие им, какими должны быть "настоящие мальчики" и "настоящие девочки".

В пользу этого предположения говорит и другая недавняя работа чикагских ученых. Они проанализировали зависимость математических успехов у детей в начальных школах и обеспокоенности учителей их результатами. Оказалось, что у мальчиков успеваемость по математике никак не связана со степенью тревожности преподавателя, а вот у девочек наблюдается заметная корреляция. Чем больше переживает учитель, тем хуже школьницы справляются с задачами.

Важно и то, что 90 процентов учителей начальных классов в США — женщины, отмечают ученые. Причем для получения сертификата на преподавание им требуются лишь элементарные познания в математике. Учительница, которая сама слабо разбирается в точных науках, нередко разделяет убеждение, что женщины хуже мужчин разбираются в математике — и вольно или невольно транслирует эту уверенность своим ученицам.

Читайте также: О страхе смерти и теории заговора

Что же, остается лишь пожелать родителям не попадать в ловушку культурных стереотипов, а студентам — поменьше нервничать и побольше практиковаться в решении "страшных" задач. Как известно, действие, повторяемое по много раз в течение каждого дня, становится привычным и перестает пугать.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить