Специалистам по космической технике наконец удалось обнаружить российский спутник связи "Экспресс-АМ4", который был запущен 18 августа и попал на нерасчетную орбиту. По словам сотрудников компании-изготовителя Astrium Satellites, хотя аппарат функционирует в нормальном режиме, использовать его по назначению уже не представляется возможным.
"Экспресс-АМ4" принадлежит ФГУП "Космическая связь", которое входит в десятку крупнейших спутниковых операторов мира. В составе ее орбитальной группировки — 11 геостационарных спутников, обслуживающих территорию России, СНГ, а также стран Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии.
Зонд массой 5775 килограммов на базе платформы Eurostar Е3000 был разработан в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева при участии европейской компании EADS Astrium. В задачи аппарата входило предоставление пакета мультисервисных услуг, таких как цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных и доступ к интернету, а также создание сетей связи на основе технологий VSAT. Он был рассчитан на 15 лет работы.
Планировалось, что "Экспресс-АМ4" станет самым мощным спутником связи в Европе. Его запуск стал значительным событием в истории космической отрасли и проходил с большой помпой и в присутствии чиновников. Однако в назначенный час спутник так и не вышел на расчетную орбиту.
Читайте также: Солнечный парус защитит от астероида
Российские специалисты вынуждены были обратиться за помощью к коллегам из Космического центра в Тулузе (Франция), оснащенного новейшей аппаратурой. Одновременно было решено создать комиссию Роскосмоса для выяснения причин сбоя. По мнению некоторых экспертов, в процессе выведения спутника на целевую орбиту могли возникнуть неполадки с системой управления разгонного блока "Бриз-М" или же с комплексом командных приборов.
Генеральный директор Astrium Satellites Эверт Дудок заявил, что на то, чтобы установить местонахождение спутника, потребовалось около недели. Сейчас "Экспресс-АМ4" найден. Оказалось, что он перешел в режим ожидания.
"Он вошел в безопасный режим и раскрыл два крыла солнечных батарей — это нормальная процедура, — прокомментировал Дудок. — Примерно через неделю мы получили сведения, достаточно точные для того, чтобы начать обмен сигналами со спутником. У него есть энергоснабжение, отопление, и он может обмениваться с нами сигналами. Но орбита, на которой он находится, с нашей точки зрения, не позволяет им пользоваться".
Увы, это далеко не первый неудачный запуск в отрасли российской космонавтики за последние годы. Так, 21 июня 2005 года потерпела аварию запущенная с космодрома Плесецк ракета-носитель "Молния-М", которая должна была вывести на околоземную орбиту военный спутник связи "Молния-3К". 28 октября 2005 года учебный спутник "Можаец-5" не отделился от второй ступени ракеты "Космос-3М" и оказался потерян. В ночь на 27 июля 2006 года сразу после старта с Байконура произошла авария с ракетой-носителем "Днепр", на борту которой находилось 18 спутников. 5 декабря 2010 года неудачей завершился запуск с Байконура трех спутников ГЛОНАСС. В результате нештатной ситуации ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести их на расчетную орбиту, и они вместе с разгонным блоком упали в Тихий океан. Такая же ситуация 1 февраля 2011 года приключилась с ракетой-носителем "Рокот", которая при старте с Плесецка не смогла вывести на расчетную орбиту военный космический зонд "Гео ИК-2".
Читайте также: "Спектр" и "Рассвет" раскроют тайны космоса
Что же касается "Экспресс-АМ4", то так как этот аппарат принадлежит ФГУП "Космическая связь", именно российской стороне теперь предстоит решать его дальнейшую судьбу. Эксперты предупредили, что перевод спутника на расчетную орбиту потребует такого количества энергетических ресурсов, что выгоднее будет его просто "похоронить", то есть отправить на так называемую "кладбищенскую орбиту", предназначенную для устаревшей космической техники. Это делается для того, чтобы она не мешала действующим космическим аппаратам.
Поскольку запуск аппарата был застрахован на 300 миллионов долларов, теперь предстоит еще и консультация со страховыми компаниями. Если они согласятся возместить ущерб, то злосчастный спутник перейдет в их собственность.