Ради эксперимента студентов посадили за решетку

Студентов сдали в тюрьму... для опытов

Сорок лет назад полицейский департамент города Пало Альто (Калифорния) доставил группу американских студентов в один из подвалов Стэнфордского университета. К ним приставили группу охранников, которых "назначили" на эту должность за день до странного ареста. Так начался знаменитый "тюремный эксперимент", весьма неоднозначный с точки зрения этики.

Попавшие в заключение молодые люди не были преступниками, точно так же, как их надзиратели не были настоящими охранниками. Все они были набраны по объявлению в газете для участия в эксперимента Филиппа Зимбардо, профессора социальной психологии.

Идея эксперимента пришла к Зимбардо, когда он задумался над причинами беспорядков в тюрьмах и военных подразделениях. Действительно ли заключенные и солдаты склонны к неповиновению, а те, кто должен следить за ними — к жестокости? Почему совершенно разные по характеру люди, попав в положение подчиненного или надзирателя, начинают проявлять схожие поведенческие паттерны? Идеей настолько заинтересовался военно-морской флот США, что согласился спонсировать исследование.

Добровольцам предложили небольшую сумму за каждый день "разыгранного" тюремного эксперимента. Из 70 человек, пришедших по объявлению, Зимбардо и его коллеги отобрали 24, самых, по их мнению, здоровых и психически устойчивых.

Ученый поставил своей целью воспроизвести психологические условия, максимально приближенные к реальным. Приближенные именно с точки зрения психологии: на предварительной консультации будущим "надзирателям" строго-настрого запретили применять физическую силу. Но, как показало дальнейшее, психологическое насилие ломает ничуть не меньше… Не прошло и недели, как экстремальная игра и легкий способ подзаработать, обернулись для добровольцев кошмаром.

Читайте также:Подделать память? Проще простого!

Можно проанализировать, как психология участников начала меняться еще на этапе разделения на "охранников" и "заключенных". Разделение производилось вслепую, жеребьевкой. Однако среди заключенных распространился слух, что в охранники берут за высокий рост и хорошие физические данные.

Охранники явились на "службу" сами. У них было право работать по сменам и возвращаться домой в выходные. Тех, кто был выбран в "заключенные", привели в подвал под конвоем полицейских. Можно представить, что для ни в чем не повинных молодых студентов пройти по городу под стражей уже было довольно унизительно. Далее их обыскали, сфотографировали, сняли отпечатки пальцев, а затем приказали раздеться догола, чтобы имитировать "осмотр на предмет вшей".

Фото: AP

Охранникам выдали деревянные дубинки (которыми по условиям эксперимента нельзя было пользоваться по назначению, а только носить) и темные очки, за которыми было не видно глаз. Также надзирателей одели в форму цвета хаки, предоставив самим выбрать ее в магазине. Заключенных же нарядили в хлопчатобумажные халаты на голое тело и резиновые шлепанцы. Халаты были нарочно выданы не по размеру, чтобы люди чувствовали себя дискомфортно в спадающей или слишком тесной одежде, без нижнего белья.

Заключенным присвоили номера и с этого момента перестали звать их по имени (символически "отнять" имя — чрезвычайно сильный прием, который разрушает самоидентификацию человека). Стоит заметить, что "надзирателям" — участникам эксперимента не выдали никаких четких инструкций на счет того, как следует вести себя и что делать. Зимбардо лишь объявил, что их обязанность — "совершать обход тюрьмы" и "следить за порядком". И молодые, интеллигентные люди начали играть роль "тюремных надзирателей" так, как им подсказывало воображение. Точнее будет сказать, что роль начала играть их.

Читайте также: В тюрьму пустят и без диплома...

 

Первый день прошел спокойно, и это несколько разочаровало добровольцев. "Я увидел, что ничего не происходит. Мне стало скучно, и я решил, что буду очень жестоким тюремным охранником", — признался впоследствии Дэйв Эшлеман, выступавший в роли главного надзирателя. Сейчас ему стыдно вспоминать тогдашние мысли и поступки, говорит Дэйв.

Решив "придать эксперименту достоверности", охранники по собственному почину стали обращаться с заключенными жестоко. Еще раз заметим, никто не говорил им что поведение "настоящего" надзирателя должно быть именно таким. Ролевую модель они, очевидно, почерпнули из книг, фильмов или газет.

Фото: AP

Надзиратели грубо разговаривали с заключенными, окликали их по номерам, заставляли до изнеможения отжиматься… На второй "арестанты", с которыми обращались особенно грубо, забаррикадировались в своих камерах и отказалисьподчиняться. Это стало переломным моментом. "…динамика полностью изменилась. Они поверили, что имеют дело с опасными заключенными", — вспоминает Зимбардо. Без всякой просьбы со стороны организаторов "охранники" вышли на работу сверхурочно, чтобы "подавить восстание".

А дальше начался кошмар. "Надзиратели" стали уже по-настоящему издеваться над "зэками": надевали им на голову пакеты, оскорбляли, раздевали догола, а самое страшное — не давали спать (способ пытки, известный еще древним китайцам, который легко может свести человека с ума). Все это походило на "стандартные" пытки, которые тюремщики-садисты применяли в колониях и концлагерях.

Что же касается поведения "заключенных", то уже через три дня большая часть разговоров в камерах была посвящена не реальной жизни, а тюремным условиям, пайкам и койкам… У многих из них произошли нервные срывы. Некоторые объявили голодовку, а другим стало настолько плохо, что их отправили домой, заменив другими студентами из числа откликнувшихся.

Примечательно, что и сам автор эксперимента, уважаемый профессор Зимбардо, потерял критичность мышления. Когда один из участников покрылся сыпью по всему телу от пережитого стресса, Зимбардо не поверил ему — решил, что тот жульничает с целью получить "досрочное освобождение". На четвертый день, услышав о заговоре с целью побега, ученый вместе с охранниками попытался перевести участников в настоящий тюремный корпус местной полиции, который на тот момент пустовал. Отказ полицейских крайне его раздосадовал.

Маленький светлый штрих во всей этой истории: кошмар остановила… любовь. В подвал университета, где располагались импровизированные "камеры", заглянула девушка Зимбардо — Кристина Маслач. Она была студенткой того же Стэнфордского университета и собиралась провести с "заключенными" беседы. Кристина, не вовлеченная в эксперимент и сохранившая ясность мышления, пришла от увиденного в ужас. Она расплакалась и обвинила своего друга в жестокости. Ее слова внезапно отрезвили Филиппа. Эксперимент был прерван.

Шокирующие результаты этого исследования до сих пор вызывают дискуссии. "Стэнфордская тюрьма" наглядно показала, что человек подчас — вовсе не такое разумное существо, как нам хотелось бы думать. Притом психологи и социологи расходятся в конкретных трактовках. Кто-то говорит о господствующей идеологии, которая берет власть над человеком: если социальное неравенство и жестокость оправданы неким догматом, его поддерживает государство и одобряют окружающие, человек нередко смиряется с навязанной ему ролью — и совершает поступки, противоречащие его собственным принципам и представлениям о себе. (Описывая в своем дневнике пытки над добровольцами-"заключенными", "охранник" приписал: "Не могу поверить, что я все это делаю").

Другие считают эксперимент Зимбардо примером давления авторитета и иллюстрацией когнитивного диссонанса (ситуации, когда в сознании человека сталкиваются противоречивые установки). Третьи говорят о потере чувства реальности и власти ситуативных факторов поведения. Неизменным остается один вывод: некоторые подавляющие ситуации влияют на поступки человека сильнее, чем его собственный характер и убеждения. У миролюбивых, интеллигентных людей за короткое время развивается склонность к насилию и пыткам, свойственная, казалось бы, только преступникам и садистам.

По иронии судьбы вскоре после окончания Стэнфордского тюремного эксперимента в тюрьмах Сан-Квентина и Аттики произошли кровавые бунты. Тогда Зимбардо связался с Министерсвом юстиции, сообщив о результатах своего исследования.

Нельзя сказать, чтобы шумиха вокруг этих событий коренным образом повлияла на условия тюремного заключения людей по всему миру или даже только в США. Но все же после Стэнфордского эксперимента уже невозможно было смотреть на отношения заключенные — надзиратели (или шире: подчиненные — власть предержащие) по-старому. В США приняли закон, запрещающий держать подростков вместе со взрослыми в камерах предварительного заключения.

Читайте также:Нарисованные глаза делают людей добрее

В 2004 году, когда было возбуждено уголовное дело о злоупотреблениях надзирателей в Американской военной тюрьме Абу-Грейб в Ираке, Зимбардо оказался в команде юристов, расследующих обстоятельства дела. Как ни странно, он встал на сторону одного из охранников, обвиненного в жестокости. По словам Зимбардо, он хотел призвать правительство не идти легким путем, наказав нескольких "крайних", а признать существенные недостатки всей карательной системы.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

 

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить