Американские ученые обнаружили: гибель от несчастных случаев не случайна. В тех районах, где издавна правила сила, а не закон, мужчины больше склонны проявлять агрессию, то есть вести себя, как настоящие мачо. Или, в случае американцев, как настоящие ковбои, которые любят решать все проблемы сами, игнорируя законы и постоянно рискуя и своей, и чужими жизнями.
Они лезут в драки, "берут противников авторитетом", рискуют на дорогах, охотятся на опасных животных и совершают другие экстремальные поступки. Исследователи даже выявили регионы, где живут настоящие мужчины. Смертность от несчастных случаев там почти на 15-20 процентов выше, чем в остальных штатах.
Чтобы объяснить разницу в отношении к агрессии в разных культурах, западные социологи ввели понятия "культура закона" и "культура чести". К представителям последней как раз относятся шотландцы и англичане, выходцы с американского запада, а также бедуины и многие другие. Ученые поясняют: культура закона развивалась там, где в относительно спокойном обществе люди были защищены правовыми нормами, и не видели смысла отстаивать свою честь с применением силы: это за них делала правоохранительная система. Взамен они соглашались на отказ от некоторых свобод, уплату налогов и тому подобное, что регулировалось рамками все того же закона.
А вот "кодекс чести" формировался там, где по каким-то причинам закон не действовал. Или сама система защиты прав была достаточно слаба, или люди желали нарушать закон, но внутри своей среды хотели тем не менее ввести некоторые правила игры. Понятно, что контрабандист, везущий незаконный груз, не мог пожаловаться властям, что его ограбили. Но быть обиженным ему все-таки не хотелось. Так развивалась культура "свободных торговцев", где существовали свои правила торговли и сбыта, условная система сигналов, где почиталась сила данного слова. К примеру, члены знаменитой английской Хокхерстской банды, которая в 30-х годах XVIII века промышляла контрабандой чая, казнили подельников за одно лишь подозрение в краже.
Читайте также:Доказано: мегаполисы давят на мозг
В Британии "культура чести" до сих пор распространена на территориях Англии и Шотландии, а также на пограничных землях, располагающихся между ними.
"Культура чести" была распространена также у американских ковбоев, которые репутацию среди "своих" ставили выше любого официального закона. Эпоха ковбоев началась с 60-х годов XIX века, когда возникла необходимость собрать гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Примерно треть ковбоев была неграми, получившими свободу после гражданской войны, но еще не имевшими ни работы, ни имущества. Еще треть ковбоев была мексиканцами и треть — потомками выходцев из Европы. Неудивительно, что в таких экстремальных условиях и в столь разношерстной компании установились свои правила. Авторитет основывался на силе, ловкости и репутации. Когда, выполнив свою работу, эти пастухи возвращались домой при деньгах, их поведение бывало настолькобуйным, что местные власти нанимали бандитов (!) для защиты горожан от разгулявшейся ковбойской братии.
Своеобразный "кодекс чести" бытовал и среди плантаторов-рабовладельцев с Юга США. Аристократическое происхождение ставило их как бы выше общепринятой законодательной системы, что не отменяло необходимости регулировать отношения между собой. Традиции в этих обществах предписывали мужчинам агрессивное поведение. Чтобы сохранить чувство собственного достоинства (то есть, по сути, репутацию и статус), представители сильной половины человечества считали себя обязанными ответить на выпад в свой адрес. Это приводило к дракам или дуэлям, а порой и к кровной мести.
Более того, уважающий себя мужчина должен был постоянно рисковать: охотиться на опасных животных, ходить на рыбалку с динамитом, играть в азартные игры, лихо ездить на лошади или водить, превышая допустимую скорость. Можно вспомнить роман "Унесенные ветром" и близнецов Тарлтонов, друзей главной героини Скарлетт. В своих краях они считались настоящими героями: лихие, безответственные, способные в споре схватиться за ружье. Учиться молодые люди не желали, за что их каждый год выгоняли из университета — но это не сильно портило их репутацию, потому что они отлично скакали на лошади и играли в карты, а их семья владела хорошим поместьем. Отец главной героини даже советовал Скарлетт выйти замуж за кого-нибудь из братьев, считая любого из них отличной партией.
Получается, что поведение, которое считалось естественным для мужчин, оказалось культурно-обусловленным. Более того, американским исследователям даже удалось обозначить на карте США ареал обитания "настоящих мужчин" — это Техас, Вайоминг, Южная Каролина и некоторые другие штаты. Уровень смертности от несчастных случаев в этих регионах существенно выше, чем в штатах с преобладающей "культурой закона" (к которым относятся, например, Нью-Йорк, Огайо и Висконсин). Только в Соединенных Штатах, по подсчетам ученых, "культура чести" уносит лишних 7 тысяч жизней в год — причем как мужчин, так и женщин (видимо, стереотипы рискованного поведения распространяются не только на "настоящих ковбоев", но и на их подруг). Этот показатель не зависит ни от возраста, ни от уровня самооценки человека.
Читайте также:Страх пахнет так же, как любовь
Не совсем понятно, какие выводы сделали ученые из своего открытия. Поскольку преобладание "культуры закона" или "культуры чести" зависит от среды, где человек вырос и живет, поведение "агрессоров" из Техаса или Вайоминга можно назвать адаптивным: с точки зрения своего социального окружения они поступают правильно. Скорее всего, данная работа в очередной раз подтверждает то, что универсальных норм поведения быть не может, даже в отдельно взятой стране. И тем, кто пытается регламентировать эти нормы, создавая законы, всегда следует учитывать специфику местной культуры.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"