Лондон терроризируют попугаи, а Ростов - пираньи

В последнее время животные, исконно жившие в тропиках и субтропиках нашей планеты, начали активно проникать в северные регионы Земли. Лондонцев уже давно терроризируют стаи попугаев, а ростовчане и сибиряки обеспокоены вселением в их реки и озера пираний. И помогает этим существам переселяться на север вовсе не глобальное потепление, а сам человек.

Если бы еще пятьдесят лет назад какой-нибудь житель столицы Великобритании позвонил бы в службу контроля за городскими животными и сообщил бы, что его сад разоряет стая попугаев, ему бы, скорее всего, посоветовали обратиться к психиатру. Однако времена изменились. В настоящее время лондонцев во всю терроризируют попугаи. Причем не домашние, а вполне себе дикие. Или, если говорить точнее, вторично одичавшие.

Напомню, что вторично одичавшими считаются такие животные, чьи предки были одомашнены, то есть подвергнутые искусственному отбору со стороны человека. Однако их потомки по каким-то причинам (чаще всего, из-за безалаберности владельцев), вернулись жить в дикую природу. При этом с данного момента их эволюция пошла нормальным для данного вида путем, поскольку воздействие искусственного отбора, сами понимаете, к моменту перехода на "вольные хлеба" естественным образом закончилось.

В результате у вторично одичавших существ могут восстанавливаться некоторые поведенческие (и морфологические) признаки их диких предков. Правда, лишь в том случае, если отвечающие за них гены не были полностью утрачены за годы воздействия искусственного отбора, а просто пребывали в "выключенном" состоянии.

Типичным примером вторично одичавшего животного является знаменитая австралийская собака динго (Canis lupus dingo). Этих собак, cудя по ископаемым останкам, завезли в Австралию не переселенцы-аборигены (примерно 40 000 — 50 000 лет назад), как считалось ранее, а выходцы из Юго-Восточной Азии (возможно, с Малайского архипелага). Случилось это примерно 3450 лет тому назад, и в то время динго были нормальными домашними животными. Они являлись потомками индийского подвида обыкновенного волка (Canis lupus pallipes), которого человек одомашнил около 6000 лет тому назад.

Читайте также: Дикие звери переселяются в мегаполисы

Фото: AP

Однако, видимо, из-за того, что попав в Австралию, хозяева динго перешли к более примитивным способам охоты (как это не странно, подобное случалось практически со всеми, кто попадал на Зеленый континент до прихода туда европейцев). В результате нужда в собаках как в помощниках охотников на крупных копытных у них отпала. Поэтому динго, которых, видимо, просто люди были уже не в cилах прокормить, вернулись к вольной жизни. При этом их поведение резко изменилось — оно стало похожим на таковое у их предка, индийского волка.

Суть этой метаморфозы состояла в том, что динго перестали воспринимать человека как члена своей стаи (а подобный поведенческий комплекс и был основным, который люди поддерживали у собак с помощью искусственного отбора). После вторичного одичания эти животные стали воспринимать людей как источник угрозы и избегать контактов с ними (это как раз свойственно волкам). Поэтому-то все попытки использовать динго в современных условиях как служебных или пастушьих собак не увенчались успехом — эти упрямые животные не хотели идти на контакт с чужаками, которых они боялись.

С заполонившими Лондон попугаями, видимо, происходит абсолютно аналогичная история. Они являются одомашненными формами длиннохвостого,или,еслипо-научному, ожерелового сливоголового попугая (Psittacula cyanocephala). Эти забавные птички в природе обитают в тропических лесах острова Шри-Ланка, Индии, Пакистане, Непала и Бутана. Они держаться стайками, причем немаленькими — иногда по 50-70 особей.

Питаются эти, в общем-то, не особенно маленькие (длина тела около 35-40 см) птички исключительно растительной пищей. Они с удовольствием кушают разные плоды и семена тропических деревьев, но иногда посещают и поля, где растут культурные растения, такие, как хлебные злаки, рис и кукуруза. Интересно, что в дикой природе этот попугай на земле кормится очень редко. А вот в домашних условиях делает это постоянно.

Мода на длиннохвостых попугаев в Европе возникла в конце XIX — начале ХХ столетий. Путешественников и жителей британских колоний в Азии привлекала общительность, дружелюбие и неприхотливость этих птиц. Кроме того, все ожереловые попугаи легко размножаются в неволе, а Psittacula cyanocephala - особенно. В результате еще в начале прошлого века в результате селекции возникло несколько домашних форм этой птицы, самыми популярными из которых в настоящее время являются желтая и синяя морфы.

Собственно говоря, с того времени, пока длиннохвостые попугаи появились в Лондоне, отдельные особи постоянно улетали от своих хозяев. Однако большинство из них не выживали в этом мегаполисе. Тем не менее, с 80-х годов двадцатого века британские орнитологи стали отмечать постоянно существующие стаи этих птиц на окраинах города. Сначала они были не особенно большими, например, в 1995-м году их популяция вблизи Лондона оценивалась в полторы тысячи особей. Однако на данный момент ситуация кардинально изменилась — по последним данным (2006 год) их уже стало около 30 тысяч. Конечно, по сравнению с полумиллионной популяцией голубей это пока что весьма скромные цифры, но все-таки, согласитесь, скорость прироста весьма и весьма впечатляет.

Фото: AP

Орнитологи говорят, что эти шумные и веселые птицы днем летают над городом крупными стаями, а по ночам опускаются на крыши или деревья. Примечательно, что вороны, эти самые агрессивные пернатые обитатели мегаполисов, не решаются на них нападать. Лондонские длиннохвостые попугаи умеют подбирать корм с земли (что, как мы помним, не свойственно их диким предкам), и, судя по всему, уже основательно потеснили своих конкурентов в лице голубей, тоже кормящихся на земле.

Однако опустошать фруктовые деревья в садах и парках эти пернатые вселенцы все-таки не разучились. "Когда я впервые увидел в своем садике такую птичку, я был восхищен" — говорит один пенсионер, живущий в предместьях Лондона, близ парка Лонг Лэйн по дороге к аэропорту Хитроу, — "но когда их триста, это уже восторгов не вызывает. Я пытался устраивать им кормушки, но это слишком дорого, они быстро съедают все. Они объели все мои ягоды". Хорошо еще, что данные птицы не являются плотоядными, как, например, новозеландские попугаи кеа (Nestor notabilis). Иначе от них бы могли сильно пострадать собаки, кошки, а также домашние грызуны. Характер этих птиц тоже, к счастью, для лондонцев, остался вполне дружелюбным, поэтому ни одного случая нападений на людей до сих пор не зарегистрировано.

До сих пор биологи не могут понять, каким образом длиннохвостым попугаям удается выжить в холодное время года. И хотя сейчас, конечно, в Лондоне зимы далеко не те, что во времена Шерлока Холмса и доктора Уотсона, да и, как показали наблюдения за Psittacula cyanocephalaв зоопарках, температуруот0до -3º С они переносят вполне нормально, однако при более низких температурах у них начинается обморожения пальцев на лапках. Хотя, конечно же, не исключено, что морозные ночи эти птицы, как и голуби, проводят под крышами домов, где достаточно тепло.

Также не совсем понятно, что едят эти попугаи зимой. Конечно, их неоднократно выдели копающимися в мусорных бачках, однако до сих пор нет достоверных сведений о том, насколько подходит им их содержимое в качестве пищи. Не исключено, что они могут делать какие-то запасы еды осенью (в неволе они так поступают), однако пока таковых ученые не находили.

Да, похоже, этим субтропическим птицам Лондон пришелся весьма по душе. И это не единственный случай активного внедрения обитателей приэкваториальных зон в северные регионы нашей планеты в последнее время. Пока жители столицы Соединенного королевства думают над тем, как им уберечь свои сады от попугаев, россияне, живущие недалеко от Ростова-на-Дону беспокоятся уже за собственную безопасность. Поводом к этому послужила недавняя поимка в Соленом озере, расположенном в городе Батайске крупной пираньи (Serrasalmus rhombeus) весом 2,4 кг. По данным ихтиологов, возраст этой рыбы составляет около 3-х лет. Правда, сколько из них она прожила на воле, сказать сложно.

Интересно, что в 2009 году нескольких пираний весом в полкилограмма были пойманы в реке Обь в районе Барнаула и Новосибирска. Причем и эти экземпляры были достаточно старыми (4-5 лет). Получается, что даже в суровых сибирских реках эти южноамериканские хищницы чувствуют себя достаточно комфортно. Однако так и не было установлено, размножались ли они на воле, или нет.

Тревога местных жителей за свое здоровье и жизнь, на первый взгляд, вполне объяснима — южно американские представители рода Serrasalmus из отряда харацинообразных (Characiformes), известные под обобщенным названием пираньи могут быть весьма опасными для тех, кто зайдет в облюбованный ими водоем. Известны случаи, когда стаи этих рыб за минуту оставляли от таких крупных животных, как тапиры или коровы одни скелеты. Однако это относится в основном к представителям вида Serrasalmus nattereri, которых, из-за их чрезмерной агрессивности и капризности в аквариумах не содержат. А вот особи другого вида, Serrasalmus rhombeus (которые и были обнаружены в водоемах России), наоборот, отличаются мирным нравом.

Читайте также: Гигантские черепахи спасли хурму

Кроме того, поскольку данные рыбы попали в наши реки и озера явно из аквариумов (возможно, на стадии икринок, которые оказались при промывке аквариума сначала в канализации, а потом сточные воды доставили их в водоемы), они явно были выведены селекционерами из Юго-Восточной Азии, которые специализируются на разведении и продаже многих южноамериканских аквариумных рыб. Это логично предположить потому, что 90 % продаваемых у нас аквариумных рыбок поступают именно из этого региона. Также известно, что, работая с пираньями, их разводчики ведут жесткий искусственный отбор, выбраковывая всех агрессивных мальков.

Поэтому, скорее всего, если данные пираньи все-таки успели отложить икру на воле, их потомство не будет представлять серьезной опасности для купальщиков и домашних животных. Хотя, как мы знаем по истории с динго, со временем вторично одичавшие животные могут вновь становиться похожими на их диких предков…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить