Биологи из Канады установили, что мусор, оставляемый людьми, иногда может повышать биологическое разнообразие природных экосистем. А в ряде случаев даже способствовать образованию уникальных природных сообществ. Это открытие, возможно, позволит решить проблему замусоривания нашей планеты, которая в последние годы становится все более острой.
Мусорить, как известно, нехорошо. Однако, судя по всему, иногда мусор, оставляемый людьми, не только не вредит, но даже, наоборот, помогает природным сообществам. Это недавно установили канадские ученые, которые считают, что именно то, что выбрасывали древние люди, создало уникальные лесные комплексы в некоторых болотистых районах Флориды.
Болото, сами понимаете, достаточно бедная биогенными элементами (вроде азота и фосфора) экосистема. Да и откуда им там взяться, если они практически сразу же, после попадания в почву из погибших организмов, вымываются активными подземными или дождевыми (на верховых болотах) водами. А мощных лесных заслонов, которые препятствуют данному процессу, в этих местах, как правило, нет.
Биологи из Канады, обследуя заболоченные равнины местечка Эверглейдс в штате Флорида, обратили внимание, что в этом районе имеются лесные острова с торфянистым "защитным покрытием", которые на один-два метра возвышаются над заболоченными окрестностями. Всего такие "вкрапления" занимают до 40 гектаров. Было замечено, что на этих участках обитает в два-три раза больше видов животных и растений, чем в окружающих топях. Однако откуда взялись эти "оазисы биоразнообразия" в столь унылом и неплодородном месте?
Читайте также: Пластик против человека: кто победит?
Прежде предполагалось, что большинство крупных островов сформировалось над топографическими возвышенностями карбонатной подстилающей породы. Однако более детальные исследования ничего подобного не обнаружили. Наоборот, структура многих подобных холмиков была весьма однообразной и в то же время оригинальной — она представляла собой не что иное как смесь торфа и мусора, оставленного первыми жителями Америки.
В состав данного мусора входили кучи пищевых отходов, угля, отбракованных орудий труда и горшечных черепков. Неудивительно, что они значительно возвышались над окружающим ландшафтом. Позже на этих кучках, по всей видимости, проросли занесенные туда семена кустарников и деревьев, причем сделали это весьма успешно — ведь данный мусор мог служить источником фосфора и азота, довольно редких в Эверглейдсе веществ. Кроме того, на сухой возвышенности не возникает опасности поражения растений грибками на ранних стадиях развития.
Ну, а когда образовались лесные участки, их быстро заселили животные, для которых здесь было много пищи и убежищ. Постепенно они помогли наладить обмен семенами между различными возвышенными участками, а также стабилизировать фосфорные и азотные циклы. Так и появились уникальные лесные биотопы Эверглейдса, расположенные среди многокилометровых болот и поражающие своим разнообразием. Получается, что если бы древние люди не мусорили, то эти леса на болоте не смогли бы возникнуть.
Впрочем, согласно утверждению Кристофера Бернара из Геологической службы США, "мусорная" гипотеза не может быть применима ко всем без исключения лесным островам в этом регионе. Проведенный анализ структуры лесистых островков на востоке Эверглейдса позволил обнаружить те же приподнятые карбонатные слои и мусор над торфяниками, однако изучение пыльцы и спор в торфе показало, что деревья, кустарники и папоротники росли на островах задолго до прихода людей. Получается, что в ряде случаев мусорные кучи могли способствовать распространению растительности, но вряд ли они стали причиной образования островов. Однако даже этот вариант вовсе не умаляет роли человеческих отходов в повышении биоразнообразия на болотах Флориды.
Интересно, если мусор древних людей когда-то смог остановить наступление болот, не следует ли взять эту методикуназаметку тем, кто борется с заболачиванием в наши дни? Может быть, вместо опасных для почвы и дорогостоящих дренажных работ следует просто вываливать на болота органический мусор? Постепенно его облюбуют растения, потом создадутся лесные островки среди топей, которые смогут остановить дальнейшее заболачивание. А заодно поможет решить проблему утилизации пищевых отходов — а за последние годы их на Земле накопилось порядочно. Правда, окончательно ликвидировать болота все же не следует, как мы помним, именно они, а вовсе не леса, являются основными поставщиками кислорода в атмосферу на суше (подробнее об этом читайте в статье "Лёгкие планеты" находятся в океане").
Кстати, созданием новых экосистем на основе мусора занимаются не только люди, но и некоторые животные. В той же Флориде это делают знаменитые миссисипские аллигаторы (Alligator mississippiensis), которые, обитая в болотах, роют на загрязненных участках специальные пруды. Эти пруды служат убежищем для рептилии, а также местом выведения потомства. Когда крокодил роет данный пруд, он разбрасывает грязь, являющуюся для него не чем иным как строительным мусором вокруг будущего жилища, и она образует возвышенности (так называемые "крокодильи валы"). Поскольку этот мусор также содержит много фосфора и азота (которые прежде были захоронены на дне), то их быстро осваивает наземная растительность. Отмечено, что биоразнообразие на "крокодильих валах" куда выше, чем в окружающих их топях.
В Канаде подобной деятельностью занимаются охотящиеся на лососей бурые медведи (Ursus arctos) и волки (Canis lupus). Недавние исследования группы зоологов из Университета Симона Фрэзера показали, что именно нетронутые туши пойманных хищниками рыб и останки съеденных ими лососей обеспечивают азотными удобрениями прибрежные заросли малины и бузины.
Известно, что тысячи лососей каждый год мигрируют из моря в реки для того, чтобы отложить икру. Причем для них это "поездка в один конец": почти никто из рыб не возвращается обратно в море. В результате они усеивают своими трупами речные берега, кроме того, многие из них попадают на зуб все тем же медведям и волкам. Вряд ли такое большое количество азотных удобрений исчезает бесследно. Скорее всего, решили зоологи, оно как-то используется растениями для своих нужд.
Канадские ученые внимательно исследовали около полусотни речных систем и пришли к выводу, что медведи и волки в некотором смысле являются заботливыми садовниками для приречных деревьев и кустарников. Было установлено, что большая часть туш лососей, вылавливаемых хищниками, остается нетронутой на берегу. Кроме того, результаты наблюдений показали, что хищники всегда поедают добычу не там, где поймали, а оттаскивают ее примерно на 15 метров от берега.
Ученым оставалось лишь найти по берегам растения, которые "благоволят" азоту больше других. Самыми активными "любителями" удобренных лососем берегов оказались малина и бузина, причем они даже вытесняли другие виды, которые не могли использовать залежи "рыбного" азота целиком и полностью. Интересно, что сплошная стена этих растений наблюдается именно в местах постоянных пиршеств волков и медведей.
Читайте также: Космический мусор изолировал землян
Однако подобное наблюдается лишь в местах массового прохода лососей. Там, где его не так много, основными потребителями рыбных "пищевых отходов" оказались совсем другие растения — черника и голубика. Таким образом, в данном случае определяющим фактором повышения биоразнообразия в приречных экосистемах является не только "качество" мусора, но и его количество.
Все это говорит о том, что наши отходы далеко не всегда вредят экосистемам. В ряде случаев они даже помогают. Правда, к мусору на городских улицах это совсем не относится…
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"