Когда поднимаешься на борт этого судна, поневоле испытываешь сначала искреннее удивление, а потом неподдельную гордость… Единственному и старейшему в России действующему колесному пароходу "Н.В. Гоголь" в эти дни исполняется сто лет. После открытия навигации на Северной Двине он отправится в свой сотый "плавающий" сезон.
Поднимаясь на главную палубу парохода, сразу обращаешь внимание на четыре металлических закладных доски судна. Первая изготовлена на Сормовском заводе в 1911 году в связи со строительством парохода. Две доски, датированные 1941-м и 1959-м годами, — память о капитальных ремонтах парохода, выполненных Великоустюгским судоремонтным заводом. Четвертая доска сообщает о переоборудовании парохода, выполненном в 1996 году корабелами северодвинской верфи "Звездочка". Рядом с портретом писателя Н. В. Гоголя — судовая рында, отлитая русскими мастерами в начале ХХ века. История, отлитая в металле…
Ветеран российского (именно российского, а не советского) судостроения, "Н.В. Гоголь" был построен на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1911 году по заказу Северного пароходного общества "Котлас-Архангельск-Мурман", на воду он был спущен в конце марта. "Н.В. Гоголь" был оборудован по последнему слову техники того времени. Пассажировместимость его была достаточно велика — 695 человек. Стоимость судна составляла 140 тысяч "тогдашних" рублей.
Читайте также: Моби Дик потопил — археологи нашли
Пар вырабатывали два огнетрубных пролетных паровых котла, работавших на дровах. Главные паровые машины тройного расширения с золотниковым приводом Джоя, работая на бортовые гребные колеса, могли развивать мощность до 500 лошадиных сил. Для предварительной подготовки (очистки и подогрева) речной забортной воды, подаваемой в паровые котлы, на пароходе имелись так называемые "теплые ящики", в состав которых входили трехступенчатые каскадно-коксовые фильтры и подогреватель воды.
Имелся на пароходе свой источник постоянного тока, паровой штурвал и машинный телеграф. В общем, для людей того времени пароход был чем-то вроде космического корабля для нас. Интересно, что в последние десятилетия в зимнее время, между навигациями, "Н.В. Гоголь" стоит у причала северодвинской верфи, соседствуя со стратегическими атомными подводными лодками, которые ремонтируют в Северодвинске. Занятное соседство…
После постройки пароход перегонялся к "месту службы" по Волге, Шексне, Северодвинской системе через Кубенское озеро и по Сухоне. Так как габарит шлюзов в Северодвинской системе был слишком мал, суда приходилось разделять на три части: носовую, среднюю и кормовую. Пароходы заново собирались в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге.
С 1911 года пароход "Н.В. Гоголь" работал на линии Вологда — Архангельск. Путь из Вологды в Архангельск занимал трое суток и девять часов, обратный путь длился четверо суток и девятнадцать часов. Пароход пользовался завидной популярностью у пассажиров благодаря хорошей библиотеке и буфету с большим ассортиментом блюд.
Во время гражданской войны "Н.В. Гоголь" использовался как госпитальное судно и военный транспорт. Осенью 1919 года пароход в разобранном виде был перевезен по железной дороге в Петроград для ремонта. Ремонт продлился два года, после чего пароход вернулся на линию Архангельск — Вологда. Через 20 лет, в 1939–1941 годах, пароход прошел капитальный ремонт. При этом ему был заменен корпус, то есть фактически от судна 1911 года постройки остались только паровая машина и паровые котлы, которые были размещены в новом корпусе. Старый корпус еще несколько лет использовался как гостиница.
Во время Великой Отечественной войны пароход служил плавучим госпиталем. После войны работал на линии Котлас — Архангельск. В 1958–1959 годах пароход опять прошел капитальный ремонт, в ходе которого котлы были переведены с дровяного и угольного топлива на нефть.
В 1972 году "Н.В. Гоголь" стал плавучей базой отдыха военной верфи "Звездочка" в городе Северодвинске Архангельской области. Тогдашнее руководство верфи решило выкупить пароход для "организации отдыха трудящихся" (такое в СССР практиковалось), поэтому он не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той же эпохи. В 1972–1973 годах пароход проходил еще одно переоборудование и затем много лет совершал рейсы-круизы по Северной Двине. В 1994–1996 годах пароход прошел на "Звездочке" очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна внутренние помещения были переоборудованы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к круизным судам. Ну и с тех пор "Н.В. Гоголь" продолжает использоваться на Северной Двине, теперь — в роли круизного ретросудна. За прошедшие десятилетия на борту парохода совершили двухдневные туристические путешествия по Северной Двине более 60 тысяч человек.
За время его современной истории на пароходе отдыхали король и королева Швеции, министры обороны и финансов России, актриса Людмила Гурченко, команда юмористов "Аншлага" и многие-многие другие знаменитости. ЛегендарныйюмористВладимир Винокур, когда поднялся на борт парохода (во время концерта в Архангельске на нем располагались гримерки артистов "Аншлага"), сказал корреспонденту "Правды.Ру": "Удивительный пароход, это просто какое-то чудо. Техника вроде старая, а вдохновение тут испытываешь совершенно новое!"
В эти дни уникальный пароход готовится к своей сотой навигации, идут последние ремонтные работы. Верфь "Звездочка" потратила на ремонт плавучего ветерана несколько десятков миллионов. Впрочем, как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе верфи, здесь готовы принять любые благотворительные взносы на ремонт. Планируется, что до начала навигации будут обновлены внутренняя отделка парохода, каюты, ресторан, многое другое. Так или иначе, пароход не потеряет своего статуса "самого старого", хоть и значительно помолодеет. Вот что сообщил корреспонденту "Правды.Ру" начальник водно-транспортного цеха "Звездочки", где проходит ремонт легендарный пароход, Николай Васильевич Жарихин (обратите внимание — имя-отчество у него как у Гоголя!): "Как всегда во время ремонтов, в полнейшей неприкосновенности сохранится паровая машина парохода, та самая, которую изготовили и поставили в далеком 1911 году сормовские корабелы. У нас пассажиры сейчас удивляются — просто не могут поверить, что паровая машина работает такое долгое время!"
Помнится, в середине 90-х годов прошлого века в российской и зарубежной прессе разгорелась некая дискуссия — так какой же пароход самый старый не только в России, но и в мире. Тогда дискуссия закончилась примерно так: за долгие годы все пароходы проходили столько ремонтов и модернизаций, что уже трудно понять, какие элементы корпуса и движительной установки были сделаны в XIX веке, а какие на замену им — в XX… В общем-то, ответа на этот вопрос тогда получено так и не было — нужны были скрупулезные исследования деталей движителей, корпуса и т. д.
Во всяком случае, российские ученые привели тогда кучу аргументов, что наиболее "историческим" является колесный пароход "Н.В. Гоголь" — в нем полностью сохранены паровая машина и колеса. Единственное серьезное изменение в машине — это то, что она переведена с дровяного и угольного топлива на мазутное. Все остальное — первозданное, вплоть до котлов, рычагов и зубчатых передач. Так или иначе, в России "Гоголю" "конкурировать" не с чем — он такой единственный.
Вообще, как считается, самое старое в мире пассажирское судно, все еще находящееся в эксплуатации, — это норвежский колесный пароход "Скибладнер", названный в честь "Скидбладнира", мифологического корабля скандинавского бога Фрейра. Он был построен в 1856 году и до сих пор ходит по озеру Мьёса. Пароход был построен с боковым расположением гребных колес. Как гласят интернет-справочники, первое плавание парохода состоялось 2 августа 1856 года. Пароход был построен для работы на маршруте, соединяющем норвежскую железнодорожную станцию в Эйдсволле с городами Хамар, Гьовик и Лиллехаммер. Пароход и сейчас продолжает обслуживать этот маршрут. Кроме того, в летние месяцы он возит туристов.
Пароход проходил реконструкцию в 1888 году, в ходе которой корпус судна был удлинен и на нем была установлена новая паровая машина. За свою историю судно дважды тонуло: в 1937-м и в 1967-м годах, и каждый раз после подъема судно проходило серьезную реконструкцию. 14 июня 2005 года пароходу был присвоен статус памятника истории. Это был первый случай, когда в Норвегии этот статус получил движущийся объект.
Самый большой флот колесных пароходов имеет Дрезденское пароходство. В его состав входят девять пароходов, построенных в 1879-1929 годах. Все они до сих пор находятся в эксплуатации, правда, после множества реконструкций. Ежегодно пароходы перевозят 700 тысяч пассажиров. По Рейну курсирует колесный пароход "Гете", построенный в 1913 году. Он считается самым большим речным пароходом в мире.
Большим флотом колесных пароходов располагает Швейцария. Пять таких пароходов работают на Фирвальдштетском озере, пять на Женевском озере, два на Цюрихском озере и по одному на Бриенцском, Тунском и Боденском озерах. Однако при всем уважении полностью историческими их назвать все-таки нельзя: суда подвергались столь частым модернизациям, что уже трудно определить, что же именно там осталось нетронутым.
На австрийском озере Траунзее действует колесный пароход "Гизелла" 1871 года постройки. Другой австрийский колесный пароход, "Шонбрунн", 1912 года постройки, курсирует по австрийской части Дуная.
В США исторические колесные пароходы используются на реке Миссисипи. В отличие от европейских, они вместо боковых используют кормовые колеса. Однако эти суда сохранили "оригинальным" лишь внешний вид — для привлечения туристов. "Внутренности" пароходов и их движители давно заменены на более современные…
В общем, остается пожелать российскому столетнему судну-ветерану семь футов под килем!
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"