Имя Абу Абдуллы Мухаммеда Ибн Батуты долгое время почти ничего не говорило европейцам. Однако он останется в истории человечества как один из самых великих путешественников всех времен и народов. Достаточно сказать, что этот марокканец был единственным человеком в XVI веке, кто прошел по самому длинному маршруту от Атлантики до Тихого океана.
Будущий путешественник родился в городе Танжер (Марокко) 24 февраля 1304 года. Его семья происходила из берберского племени Лавита. О первых годах его жизни и его юности почти нет никаких упоминаний. Практически все, что мы знаем о жизни Ибн Батуты, известно от него самого.
Вернувшись из своего последнего странствия, он надиктовал рассказ о своих путешествиях своему другу, ученому по фамилии Ибн Джузаи. Спустя несколько лет, в 1356 году, Ибн Джузаи издал книгу с довольно велеречивым названием: "Бесценный подарок тем, кто размышляет о чудесах городов и путешествий". Именно этот труд и является основным источником информации об Ибн Батуте и его чудесных странствиях. Позднее книгу стали называть просто "Рихла", что по-арабски значит "Путешествия".
Свое повествование о путешествии Ибн Батута начинает рассказом о том, как он в 1325 году отправился из Танжера в Мекку. Ему тогда был 21 год. Отважный, но бедный молодой путешественник пускается в путь пешком и в одиночестве добирается до Тлемсена. Затем Ибн Батута дошел до Милийны, присоединился там к группе тунисских купцов и вместе с ними направился через Алжир в город Бужи (Биджайа). Здесь путешественник заболел, но, тем не менее, решил продолжать путь. С трудом добравшись до Константины, он своим изможденным видом и нищенской одеждой возбудил жалость правителя города Абу-л-Хасана, который подарил ему два динара и одежду.
Читайте также: Академик, прославивший Землю Санникова
По дороге в Мекку Ибн Батута успевает не только дважды жениться, но и оставляет нам описание одного из Семи чудес света — Фароса Александрийского (маяка), из трех ярусов которого остался только один (после возвращения путешественника в 1349 году маяк превратится в руины).
Из Александрии Ибн Батута поехал в Дамиетт и затем по Нилу поднялся в Каир. Восхищенный пышностью и великолепием столицы Египта, диаметр которой, по его словам, "составлял месячный путь" и которая "бурлила, словно взволнованное море, потоками множества людей всякого рода: ученых и глупцов, бедных и богатых, мудрых и невежественных, скромных и пройдох, благородных и низких, дурных и добрых", Ибн Батута на несколько месяцев задержался в Каире. Он подробно описал Каир, его мечети и медресе, пирамиды, реку Нил, изложил биографию правителя Египта мамлюка Насир ад-Дина и его приближенных, известных кадиев и военачальников.
В 1326 году Ибн Батута прибывает в Мекку. Совершив все необходимые обряды паломничества и получив почетный титул хаджи, Ибн Батута решил остаться там на некоторое время. Пребывание в Мекке предопределило дальнейший маршрут его путешествий. Знакомясь с паломниками из разных мест, Ибн Батута слушал описания различных неизвестных ему стран. Особенно поразили его воображение рассказы о "сказочной Индии". Ибн Батута стал мечтать о дальних путешествиях, желая, как он рассказывал позже, "посмотреть мир, радуя сердце, увидеть разные диковины, услышать о чудесах, получить обширные познания, познакомиться с интересными людьми, испытать судьбу".
Ибн Батута посещает Иран, Ирак и Йемен, затем восточное побережье Африки и южное побережье Аравии. Он снова посещает Египет и Сирию. Затем добирается до Малой Азии, где проживает свыше года, пересекает Анатолию, углубляется в русские степи, проходит по Кавказу и посещает столицу Золотой Орды, город Сарай. Кстати, Ибн Батута является одним из немногих путешественников, который составил точное описание этого великолепного средневекового "мегаполиса". Когда в прошлом веке были проведены планомерные раскопки данного города, археологи поразились, насколько все увиденное ими совпадает с этими описаниями. Так что, можно сказать, правдоподобность путевых заметок Ибн Батуты имеет научное подтверждение.
По некоторым данным, позже великий марокканец совершил путешествие по Волге и посетил территорию Булгара (современный Татарстан). Далее он опять вернулся в Предкавказье и направился в Хорасан. Во время данного путешествия Ибн Батута составил подробнейшее описание различных городов, среди которых были настоящие жемчужины Востока, такие как Самарканд, Бухара…
НаконецондостигаетИндии,кудаприбываетв1335году.Делийскийсултанпринимаетегосбольшимипочестями.ВИндииИбнБатутапровелоколовосьми лет, находясь при дворе султана Мухаммада Туглака (1325-1351), который покровительствовал ученым, поэтам и писателям из других мусульманских стран. Здесь Ибн Батута вскоре стал одним из приближенных султана и его матери Махдума Джехан. Но путешественника тянуло дальше. Сначала он оказывается на Мальдивских островах, затем посещает Цейлон, восточное побережье Индии Бенгалию, после чего продолжает путь до Пекина. В столицу Поднебесной он добрался в 1345 году.
Ибн Батута прибыл в Пекин в весьма неблагоприятное время. Хотя мусульманские чиновники и шейхи, проживающие в Пекине, оказали Ибн Батуте радушный прием, однако он не мог выполнить порученную ему индийским султаном дипломатическую миссию, ради которой приехал в Китай. Во время приездапутешественника в Пекин в стране происходили междоусобные войны и монгольский хан Тогон Тимур покинул столицу. Когда беспорядки в Пекине усилились, шейх Бурхан ад-Дин Сагарчи, знакомый путешественника по Индии, дослужившийся в Китае до сана садри джехан ("глава мусульман"), посоветовал ему вернуться на родину.
Впрочем, здесь у ряда историков имеются некоторые сомнения. Записки Ибн Батуты о Поднебесной достаточно фрагментарны и схематичны. В них отсутствуют интересные подробности, которые великий путешественник всегда замечал. Есть предположение, что до Китая Ибн Батута так и не добрался, а всю информацию об этой стране услышал от торговавших с Поднебесной индийских купцов. Однако, может быть, диктуя свой рассказ, он просто забыл все подробности или Ибн Джузаи счел их ненужными .
Обратный путь занял еще несколько лет. За это время Ибн Батута посетил Малайзию, а потом, через Индию и Персию вернулся обратно в Марокко (это произошло в 1349 году). На следующий год неугомонный путешественник побывал вместе с дипломатической миссией на юге Испании, в Гранаде, а еще через два года совершил свою последнюю экспедицию, во время которой ему удалось пересечь Сахару!
Правда, в те времена это место было не столь пустынно, как ныне (что подтверждается рассказами Ибн Батуты). Согласно им, большая часть Сахары в то время скорее напоминала сухую саванну с редкими островками горных и приозерных лесов. Тем не менее, для престарелого ученого подобное "ралли" на спине верблюда было достаточно тяжелым испытанием. Однако завершилось путешествие весьма благополучно — караван Ибн Батуты прибыл в малийский город Тимбукту, где путешественник нанес визит местному правителю, а заодно исследовал устье реки Нигер. В 1354 году он вернулся на родину и до самой своей смерти (1377 год) уже не покидал ее.
Таким образом, Ибн Батута избороздил почти весь исламский мир, простиравшийся от современной Северной и Западной Африки до Пакистана, Индии, Мальдив, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Китая, и расстояние, пройденное им (всего он преодолел примерно 120 700 км, то есть ненамного меньше диаметра земного экватора), превзошло маршрут путешествий известного мореплавателя и практически его современника Марко Поло.
Читайте также: "Твердыня Тибета" приютила Рериха
"Путешествие" Ибн Батуты стоит особняком в истории арабской географической литературы и является высшим достижением так называемого жанра "рихла" (или ийан) — географического описания стран, увиденных "собственными глазами".
По масштабу описанных земель, стран и народов, объему самых разнообразных сведений (по географии, этнографии, культуре, экономике, топонимике, истории, религии, градостроительству и т.д.), по простоте изложения, достоверности и документированности "Путешествие" Ибн Батуты, пожалуй, не имеет себе равного в истории не только мусульманской, но и мировой описательной географической литературы до XV века.
Именно это имел в виду знаменитый автор монументального труда о географических открытиях Рихард Хенниг, когда писал: "Живший в XIV веке марокканец Ибн Батута, несомненно, должен быть признан величайшим из всех путешественников, которых знали Древний мир и Средневековье. Даже достижения Марко Поло бледнеют (если не по их значению для истории культуры и литературы, то по широте охвата и дерзновению) в сравнении с поразительным трудом, которому была посвящена вся жизнь этого любителя путешествий… Хотя великие мореплаватели XVI-XVIII веков в общей сложности преодолели большие расстояния, чем живший в XIV веке Ибн Батута, не будет преувеличением, если мы назовем этого марокканца величайшим путешественником всех времен до Магеллана".
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"