"Свидетельство" четвероногого блюстителя порядка, когда дело доходит, в частности, до поиска наркотиков, зачастую безоговорочно принимается на веру и служит основанием для задержания того или иного гражданина. Всем известно, что собачий нюх во много раз тоньше человеческого, поэтому, если собачка вдруг заинтересуется определенным гражданином, значит, тут дело нечисто. Увы, собаки оказываются правы менее, чем в половине случаев.
Учуяв то, на что ее натаскивали во время обучения, собака садится или начинает раскапывать все, что попадется ей под лапу в поисках источника запаха. Однако паника бывает оправданной лишь в 44 процентах случаев — об этом свидетельствуют результаты трехлетнего наблюдения ученых за полицейскими собаками. А в случае с испаноязычными подозреваемыми собаки и вовсе ошибаются в 73 процентах случаев.
Люди-напарники собак на обвинения в "профнепригодности" своих четвероногих компаньонов обычно отвечают, что, мол, запах наркотиков остается в машине даже спустя долгое время после их перевозки и собака реагирует именно на эти остаточные явления. Это действительно так, однако эксперты-наблюдатели считают, что вина в таком количестве ошибочных "диагнозов" лежит на наркополицейских: они-де неправильно истолковывают сигналы, которые подает им пес.
Читайте также: О чем думает ваша собака?
Если, например, собаку начать водить кругами около подозрительной машины, на двадцатом круге она "скажет", что в машине-таки есть наркотики — просто чтобы от нее отвязались. Поэтому тренировка нужна не только собакам, но и их напарникам.
Однако больше всего правозащитников беспокоит некая предвзятость собак и наркополицейских по отношению к водителям латиноамериканского происхождения. "Мы знаем, что полицейские обращают внимание на расовую принадлежность водителя и к представителям определенных национальностей относятся с предубеждением", — поясняет Вирджиния Мартинес, адвокат Фонда защиты американцев мексиканского происхождения.
Адам Шварц, адвокат Американского союза гражданских свобод, отмечает, что в результате необоснованных обысков страдают невиновные: "Лежать на капоте лицом вниз на протяжении часа, пока вашу машину обыскивает полиция — согласитесь, это очень унизительно". Полицейские, в свою очередь, утверждают, что не делают различий между мексиканцами и всеми остальными — а что еще им остается.
Чтобы изучить вопрос "расового профилирования", государственный департамент транспорта США затребовал у полиции статистику — сколько задержаний в связи с подозрением в транспортировке наркотиков было совершено и в скольких случаях подозрения оправдывались после обыска машины при помощи собаки. Начинание, бесспорно, благое, однако полиция запуталась в своих отчетах, так и не сумев дать вразумительныйответнавопросотом,какчастособакипопадалив"яблочко".
Данные предоставили лишь отдельные округа, что мало помогло в выстраивании общей картины. В иллинойсском округе МакГенри, например, на 103 задержания пришлось 32 "наркоулова", а из восьми задержанных мексиканцев только один действительно вез с собой наркотики. В городе Напервилль задержания оказались оправданными в 47 процентах случаев, из 12 мексиканцев "при делах" оказался один.
Чтобы наглядно продемонстрировать способность собачьего носа улавливать запах наркотиков, полицейские нередко показывают журналистам "фокусы". Вот как они проходят: пакет с, например, марихуаной трут об стену дома, мимо которого затем проходит кинолог со своими подопечными. Этот нехитрый тест не проваливает ни одна собака: все, как одна, учуяв запах "травки", садятся напротив стены и ждут, когда их похвалят.
"Если вы не тренируете собаку, вы не можете быть в ней уверены", — говорит Алекс Ротэкер, дрессировщик, натаскивающий собак на поиск наркотиков. Сейчас под его руководством обучаются порядка 60 собак. Главной причиной собачьих ошибок он видит лень их "руководителей": после прохождения основного курса с собакой нужно заниматьсся как минимум дважды в неделю, чтобы она не потеряла приобретенные навыки и была в форме. Собаки, поясняет Ротэкер, идеальны как "рецепторы", а вот распознавание знаков, которые они подают — задача кинолога.
Читайте также: Целительница нашла общий язык с животными
В том, что полицейские не проявляют особого рвения, когда дело доходит до тренировок, виновата система сертификации кинологов — а точнее, ее отсутствие. Государство может лишь выдвинуть ряд рекомендаций, которым должны следовать кинологи, но тестировать полицейских у надзорных органов права нет.
Член палаты представителей от Иллинойса Джим Дуркин стал одним из авторов законопроекта, разработанного еще в 2007 году, касающегося необходимости создания аттестационной комиссии, которая оценивала бы работу кинологов, занятых в поиске наркотиков. Закон не получил одобрения Сената, однако Дуркин сдаваться не намерен. "Я уверен, что этот закон действительно имеет смысл", — кратко поясняет он.
Адвокаты и правозащитники, в свою очередь, заявляют, что отсутствие каких-либо стандартов при досмотре машины приводит к нарушению гражданских прав водителей, подозреваемых в перевозке наркотиков. Однако больше всего борцов за права человека беспокоит тот факт, что полицейский, получив сигнал от собаки, может интерпретировать его не в пользу задержанного, если тот мексиканец.