Виктор Алкснис, депутат Государственной Думы РФ, объединение "Регионы России":
- ...Начнем с цитаты. На прошлой неделе одна из влиятельных датских газет, близкая к правительственным кругам, опубликовала материал, посвященный проблемам Калининградской области. Выводы: "Русские должны уехать обратно в Россию, чтобы область превратилась в автономный округ Евросоюза под совместным управлением Польши, Литвы и, возможно, Германии"...
К сожалению, ситуация, складывающаяся вокруг Калининграда, напоминает известную ситуацию, которую можно охарактеризовать следующим выражением: "Поздно пить боржоми, когда почки уже отвалились..." Вот эти парламентские слушания надо было проводить тогда, в сентябре 1991 года, когда признавалась независимость прибалтийских республик, признавалась необдуманно, поспешно... И когда сегодня берешь те документы, которые были заключены за эти последние 10 лет с Литвой, в том числе и с Польшей, — поражаешься просто непрофессионализму тех людей, которые получают зарплату федеральных служащих. И вот Владимир Петрович Никитин очень хорошо охарактеризовал тот договор о границе с Литвой, все те явные проколы со стороны МИДа. Но ведь ни один чиновник МИДа, который занимался этим договором, не понес никакой ответственности! И к сожалению, череда этих ошибок, — она не кончилась.
Меня, например, повергло в шок заявление Президента Российской Федерации, сделанное не так давно о том, что Россия приветствует расширение Евросоюза на Восток. Стоп!
Позвольте. Как бы то ни было, я всегда исходил из той точки зрения, что у каждого государства есть сфера своих жизненных интересов. Как, кто, что бы ни говорил, но Прибалтика входит в сферу жизненных интересов России.
И теперь, если я добровольно отдаю сферу своих жизненных интересов своему, ну, по крайней мере, экономическому конкуренту — Евросоюзу, — я, получается, оттуда ухожу. Я понимал бы президента России, если бы он сказал: решите проблему Калининградской области, а после этого мы будем приветствовать ваше расширение на Восток.
Но ведь проблема ставится с ног на голову. И действительно, правы выступающие, которые говорят, что, Россия должна была с самого начала занять четкую позицию о том, что это не наша проблема — ваше расширение! Мы же имеем с Литвой договора, мы ведем с ней работу, чтобы обеспечить наши интересы по транзиту, в том числе и в Калининград. И вот тогда пускай они думают, как принять Литву в состав Евросоюза, имея ту проблему, которая у нее возникает при транзите российских грузов...
Но, к сожалению, этого не делалось и не делается. Самая главная причина того, что происходит сегодня вокруг Калининграда, — это отсутствие политической воли. Не нужны танковые армии и Балтийский флот, чтобы решить проблему транзита. Для этого нужна просто сильная политическая воля, которая, к глубокому сожалению, сегодня у многих представителей руководства России отсутствует.
Я мог бы отметить еще как печальный тот факт, что среди врагов Калининградской области числятся чиновники Евросоюза... но я могу сказать, что не меньше их — и в родном нашем российском правительстве.
Когда я беру проект бюджета на 2003 год, там есть одна очень доходная статья — это Фонд регионального развития. И как вы думаете, какие же цифры наше родное правительство заложило... по Фонду регионального развития, который должен быть существенной подпиткой региональных бюджетов?
Так вот, в проекте бюджета заложено, что в следующем году 85 процентов Фонда отводится двум субъектам Федерации: Татарии и Башкирии! На остальные 87 субъектов Федерации отводится всего лишь 15%. Я вот подумал, а вот мое родное российское правительство... а если бы оно заложило цифру 85 процентов в Фонд регионального развития — чтобы отдать губернатору Егорову, Калининградской области? Остальные субъекты Федерации, я думаю, с пониманием бы в сложившейся ситуации подошли к данной проблеме. И согласились бы.
А сегодня из-за этих 85 процентов драка и в кулуарах, и в зале заседаний Госдумы. Я считаю, что серьезной проблемой у нас должна быть в плане борьбы за Калининград — это борьба с литовским лобби в высших государственных структурах России.
Могу сказать, что литовское лобби сегодня — одно из самых сильных. Интересы их лоббируются на всех уровнях. И зачастую чиновники, действуя прямо во вред России, эти интересы защищают, ставя на первое место интересы Литвы. Я могу судить по тем настойчивым попыткам ратификации Договора с Литвой... По крайней мере, еще полгода назад министр Иванов публично заявлял, что необходимо срочно вносить договор на ратификацию. И он сделает все возможное, чтобы этот договор был ратифицирован.
А как это, спросим себя, связано с интересами России? Или это все так, вторично? Нам говорят: "Литва занимает особую позицию по отношению к России, в том числе и по отношению к русскоязычному населению". Это все мифы. Извините, мифы! Позиция Литвы ни в чем, в принципе, не отличается по своей антироссийской направленности от позиции Эстонии и Латвии.
Да, в Литве просто удачно проводится ассимиляция тех 20 процентов нелитовского населения, которые там есть, в Литве нет проблемы гражданства — просто потому что нет никакой проблемы ассимилировать 20 процентов нелитовского населения. Это в Латвии и в Эстонии, где под 40 процентов — это уже проблемы. Именно поэтому там и не дают гражданства... Но здесь, в Москве, нельзя же лоббировать интересы чужой страны в ущерб своим национальным! И в этой связи я считаю, что необходимы самые неординарные, самые жесткие шаги в этом направлении.
С группой депутатов мы внесли проект заявления в Государственную Думу о правовой оценке пакта Молотов-Риббентроп и их секретных протоколов. Но по настойчивой просьбе МИДа, в силу того, что сейчас проводятся переговоры, мы отложили рассмотрение этого вопроса на 15 ноября. И я очень надеюсь, что 15 ноября у Государственной Думы Российской Федерации хватит политической воли, чтобы проголосовать за это заявление.
Из выступления на парламентских слушаниях Государственной Думы РФ на тему: "Калининградская область: международный и геополитический аспекты национальной безопасности России"