Все лгут! Даже животные...

Способность обманывать себе подобных не является чисто человеческим свойством. В мире животных вранье также широко распространено. При этом, как отмечают ученые, больше всего обманщиков обнаруживается именно у тех, кто ведет общественный или семейный образ жизни.

Так, например, всем, кто гуляет возле пруда, где квакают лягушки, советую внимательно прислушаться к их пению и подумать над тем, что, скорее всего, кто-то из квакающих обитателей водоема врет.

Кваканье — это способ, с помощью которого самцы прудовой лягушки демонстрируют свой размер. Чем крупнее самец, тем ниже будет издаваемый им звук. Песни, которую поет очень крупный самец, как правило, вполне достаточно, чтобы напугать других лягушек мужского пола, и те не станут претендовать на чужую территорию. Большинство лягушек квакают честно, некоторые мелкие, но очень хитрые самцы понижают голос, чтобы создать впечатление, что они крупнее.

Читайте также: Дикие коты любят обезьянничать

В этом случае животные обманывают, не желая вступать в конфликт. Но есть и другие разновидности обмана. Например, всем известные летучие мыши-вампиры обманывают своих сородичей с весьма понятной для нас целью: чтобы вкусно покушать, самим при этом пищу не добывая.

Эти мыши, обитающие в Южной Америке, питаются кровью млекопитающих. На охоту за драгоценной жидкостью каждую ночь вылетают не все члены колонии. Наполнив свои желудки кровью, они возвращаются домой и делятся ей с теми, кто не участвовал в ночной охоте. При этом те, кто не смог добыть много крови, оповещают своих сородичей специальным сигналом, повествующем о том, что сегодня ему поделиться нечем, самому еле хватает.

Ученые, проследив за результатами охоты вампиров, обнаружили, что примерно 1/3 охотников регулярно обманывает своих сородичей, подавая сигнал в той ситуации, когда крови у них в желудке хоть отбавляй. Мало того, эти хитрецы, когда не участвуют в охоте, по возвращению добытчиков, стараются занять первое место в очереди на свежую кровь. Как свидетельствуют исследователи, несмотря на то, что такие обманы часто раскрываются, доля нечестных вампиров в популяции, тем не менее, всегда достаточно высока.

Биологи длительное время не могли понять природу обмана и его эволюционную полезность. С одной стороны, подобная нечестность должна подрывать доверие среди животных и способствовать исчезновению тех групп, в которых обманщиков достаточно много. С другой, по имеющимся данным, именно подобные группы и являются самыми устойчивыми и процветающими в дикой природе.

Фото: AP

Получается, что без обмана никак нельзя. Но в чем его польза? Недавно на этот вопрос наконец-то появился хоть какой-то внятный ответ. И дали его британские ученые, которые занимались изучением роста колоний всем известных микроскопических грибов — дрожжей.

Микробиолог Крейг Маклин из Оксфордского университета и его коллеги выяснили, что даже среди грибков есть особи, способные обманывать своих товарищей. Происходит это следующим образом. В природных популяциях дрожжей большинство клеток производит фермент инвертазу, который расщепляет нежно любимую грибками сахарозу на два более маленьких, но в тоже время лучше усваиваемых углевода — глюкозу и фруктозу.

Некоторые дрожжевые клетки сами не производят инвертазу, хотя с удовольствием поедают глюкозу, добытую чужими трудами. Происходит это потому, что фермент расщепляет сахарозу не внутри клетки, а снаружи ее, так что получившиеся глюкоза и фруктоза становятся доступны не только той клетке, которая произвела необходимое для их получения, но и всем ее соседям, в том числе и обманщикам.

Установив эту закономерность, ученые провели ряд экспериментов, направленных на выяснение роли обманщиков в жизни колонии микроорганизмов. Сначала они удалили всех, кто обманывал, создав тем самым некое "коммунистическое общество" среди дрожжей. Но данная колония росла и размножалась очень медленно, а вскоре и совсем погибла (при этом еды вокруг было более чем достаточно).

Далее ученые смоделировали "общество воров", то есть удалили максимально возможное количество честных грибков. Результат поначалу был таким же, как и предыдущий, хотя, в конце концов, некоторое количество обманщиков "одумалось" и занялось честным трудом. Когда же число честных достигло примерно 2/3 от общего количества грибков, то колония начала активно расти.

Итак, популяции дрожжей жизненно необходимо, чтобы некоторое количество ее членов обманывали своих сородичей. Почему же так происходит? Все дело в том, что честные дрожжи почти все свое время и силы тратят на производство необходимой инвертазы. При этом они сами достаточно плохо питаются и размножаются — энергии на это уже не остается. В результате вокруг грибков образуется избыток глюкозы, которую просто никто не ест (если рядом нет обманщика). Но сама колония не увеличивается в размерах.

Но если добавить в популяцию "работяг" некоторое количество "аферистов", то они быстро справятся с "ничьей" глюкозой, подрастут и размножатся. А поскольку далеко не все их потомки унаследуют родительскую склонность к обману (как эта склонность передается по наследству, ученые пока не знают), то количество честных также чуть-чуть увеличится. В результате у колонии появятся новые работники, продуцирующие инвертазу, и, следовательно, она сможет занять новые сахарозные "территории".

Фото: AP

Также ученые проверили, при каких условиях обманщиков в колонии больше всего. Выяснилось, что в ситуации, когда пищи не просто много, а избыточно много, то количество обманщиков может составлять до 1/3 от общего числа особей. А вот когда еды очень мало, то и количество "аферистов" ничтожно, иногда их может и совсем не быть. Поэтому пытаться объяснить обман плохими условиями существования бессмысленно — наоборот, чем лучше живется, тем больше особей обманывают.

Получается, что эволюционно в некоторых случаях обман может быть выгоден не только индивидууму, но и всей популяции. Возможно, именно поэтому он и не исчез как явление под действием естественного отбора. Если это так, то людям придется признать два положения, которые могут быть крайне неприятны для многих представителей рода человеческого.

Первое из них заключается в том, что без обманщиков невозможно существование популяций общественных животных, поскольку в некоторых ситуациях обман становится выгодной стратегией выживания не только особи, но и всей группы. Второе же гласит, что построение такого общества, которое полностью исключит появление обманщиков, путем улучшения всех условий существования абсолютно невозможно, поскольку именно изобилие во всем и повышает долю обманщиков в популяции.

Читайте также: Бактерии-альтруисты против антибиотиков

Но если это так, возможно, следует пересмотреть отношение человечества к такому явлению, как обман. Хотя следует помнить тот факт, что когда нечестных особей становится слишком много, популяции грозит быстрая гибель. Важно, чтобы обманщиков было ровно столько, сколько требуется для нормального развития группы. Правда, как этого добиться, пока не понятно…

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить