Швейцарские разработчики создали робототехническое устройство (QB1), которое воспринимает людей, находящихся рядом, и распознает множество команд, поданных жестами. Робота планируется использовать в повседневной жизни. Комментарии "Правде.Ру" дает кандидат технических наук Павел Скрибцов.
"QB1 — это настоящий робототехнический объект, хотя на первый взгляд, перед нами просто "дизайнерский" дисплей. Но этот экран воспринимает окружающий мир и реагирует на него в зависимости от обстановки", — рассказывает Фредерик Каплан, инженер и исследователь из Швейцарского федерального политехнического института в Лозанне.
Это лишь одна возможная ипостась QB1, которому его разработчики прочат множество профессий. Главное — "живой компьютер" должен стать привычным компаньоном человека в доме (а потом и не только в нем), умеющим и снимки из семейного архива показать по требованию, и с друзьями общий язык найти, ну и так далее. Это создает эмоциональный эффект "оживления" машины. В этом плане у QB1 уже были идеологические предшественники. Только они жестов не понимали.
Читайте также: Лазерные процессоры научат "мыслить"
Так что QB1 — большой шаг вперед. Разработчики считают, что такая особенность нового робота позволяет ему "присутствовать в социальном пространстве", будто бы он еще один член общества. Ранее такое можно было сказать разве что про антропоморфных или зооморфных роботов, но не про "обычный PC".
Да, восприятие жестов компьютером уже давно не является откровением. Распознавание лиц — тоже (его можно встретить уже в недорогих цифровых фотоаппаратах). Вопрос только в том, на каком уровне это реализовано и при помощи каких средств.
В швейцарском аппарате нет классической системы распознавания лиц. Вместо нее — набор инфракрасных диодов и сенсоров по краям монитора. Они образуют нечто вроде радара. Он (вот тут нужен искусственный интеллект) выявляет на фоне предметов в комнате людей, определяет положение их лиц, рук, считывает жесты, показываемые пальцами, "чувствует" передвижение людей, даже их смещение по вертикали (кто присел, кто встал)…
Эта система строит трехмерную модель наблюдаемого объекта без всякой стереокамеры и улавливает жесты в отсутствии перчаток с маркерами на руках пользователя.
Дальше — домашняя магия. Пассами в воздухе можно запустить треки, поменять громкость и отдать другие команды. Какие — уже дело программирования. Главное, что основа работает.
И еще. Обычные компьютеры оптимизированы для работы в сидячем положении, прямо перед экраном. Но это неудобно в целом ряде ситуаций: хотите ли вы потанцевать дома под музыку, послушать пояснения электронного гида в музее или советы робота-помощника в магазине. Взаимодействие с машиной стоя, да еще и бесконтактное — наиболее оптимальный вариант.
Любопытно, что на самом экране человек видит свою 3D-модель. По мнению авторов новинки, так достигается лучшая обратная связь — пользователь ведь тоже в некотором роде учится. И это одна из дизайнерских решений необычного интерфейса.
Выглядит ноу-хау весьма необычно, во многом благодаря ткани, составляющей оболочку робота. Разработчики поясняют, что старались уйти от традиционного пластикового корпуса. Ткань больше соответствует "живой" сущности аппарата. К тому же ее легко заменить на другую (имеется молния). Ко всему прочему он умеет поворачиваться.
"Мы хотели создать компьютер, с которым мы могли бы общаться более естественным образом, но который не был бы похож на человека. То есть, который сохранял бы облик "техногенного" предмета", — говорят швейцарцы.
Читайте также: Каждый плоский экран станет трехмерным?
Но что тогда его очеловечивает? Как раз тот факт, что он, будто живой, сам отслеживает перемещающиеся лица в помещении, а не наоборот — как было бы с обычным компьютером, к которому людям нужно поворачиваться самим.
И это не единственное преимущество. Компьютер старается предугадывать, какую музыку лучше всего воспроизвести в данный момент (уже без жестовых просьб). Для этого у QB1 есть пять стратегий. Первая (самая простая) — основана на анализе статистики: что человек слушает чаще и в какое время дня.
Более сложные алгоритмы учитывают — кто именно находится в комнате и где стоит (сидит), как перемещается. В конечном счете робот выбирает лучшую стратегию, основываясь на обратной связи. Но как именно пользователь подтверждает удачный выбор машины — разработчики не комментируют.
О цене робота тоже пока ничего сказать нельзя. Зато следует отметить, что швейцарцы рассчитывают не только на частный сектор, но и на бизнес. Для QB1, по их предположениям, можно найти массу применений в отелях, магазинах, SPA-салонах, музеях, ресторанах.
Фредерик Каплан поясняет, что речь идет даже не об изобретении нового интерфейса, а о появлении новых "услуг" со стороны компьютера, которых раньше не было, но которые можно придумать, отталкиваясь от способности машины распознавать жесты. Ведь человек может свободно перемещаться в поле зрения робота, не теряя контакт с ним, — это принципиальное отличие от прежних аналогов.
"Если наша новая разработка действительно окажется успешной, систему можно будет использовать в огромном количестве приложений, — говорит Каплан. — Мы сейчас ищем людей, которые захотели бы протестировать QB1 у себя дома в течение нескольких недель. Позже, как мы надеемся — уже в нынешнем году, планируется его серийное производство и продажа".
Своим мнением по поводу изобретения швейцарцев с "Правдой.Ру" поделился кандидат технических наук Павел Скрибцов: "Проект по распознаванию мимики и эмоций путем анализа уже давно не представляет сложности при нынешних возможностях и технологиях. Эту разработку нельзя считать выдающейся. Хотя, бесспорно, — это еще один шаг вперед. Сложность заключается не в том, как создать робототехническую модель, а как научить эту систему работать корректно, достигнуть максимальной ее подстройки под человека".
Читайте также в "Правде.Ру"