Проникнуть в мысли инженеров прошлого века — Виген Симонян о современной реконструкции мостов и тоннелей

Один из ведущих экспертов в реконструкции мостов и тоннелей о призвании
10:27

Один из ведущих экспертов в реконструкции мостов и тоннелей рассказал, как выглядит успех в этой сложной и интересной сфере.

Совсем скоро в России официально стартует приемная кампания в ВУЗы. Прием документов начнется 20 июня, однако горячая пора у абитуриентов уже идет полным ходом. По данным Superjob 2022 год подтвердил тенденцию изменения предпочтений выпускников школ: по-прежнему с большим отрывом лидирует сфера IT — 33%, специальность врача, как и в прошлом году занимает второе место — 14%. А вот на третью позицию с 8 % выходит из года в год набирающая популярность профессия инженера.

Одна из множества инженерных специальностей со своими интересными особенностями и нюансами — это инженер-строитель уникальных зданий и сооружений. Спрос на эту профессию возрастает пропорционально развитию современных технологий. Виген Симонян — яркий пример того, как увлеченность любимым делом и упорный труд труда позволяет добиться ошеломляющих результатов за короткое время.

— Виген, вы занимаетесь очень важной для города работой — поддерживаете безопасное техническое состояние ключевых элементов транспортных артерий Москвы. Как пришли к этому. почему инженерия, и почему именно мосты?

— Ещё в детстве из всех занятий и игр мне больше всего нравилось конструирование. Любимые предметы в школе — точные науки. Типичный "технарь”. Но самое главное, я обожал смотреть Extreme Engineering на канале Discovery. В этой передаче рассказывали об интересных проектах мостов и тоннелей — современных чудесах инженерной мысли. Объясняли остроумные инженерные решения, позволяющие добиваться уникальных конструктивных характеристик, будь то достижение рекордной длины пролета моста или снижения его массы без уменьшения надежности конструкции. Именно тогда я загорелся идеей строить мосты и тоннели.

— Уже в 19 лет — полагаю, еще будучи студентом, вы были приняты на должность ведущего инженера — в большую организацию, которая занимается ремонтом и реконструкцией мостов и тоннелей по всей Москве — в ГБУ "Гормост". За счет чего в Вашей карьере произошел такой впечатляющий старт?

— Это был результат отличной учебы в ВУЗе и, как следствие, внимания работодателя, у которого открылась именно эта вакансия. Учеба мне давалась достаточно легко. После девяти классов я решил не терять время и окончил экстерном 10 и 11 классы за один год, уже заранее зная, где я буду учиться после школы. Это была кафедра "Строительство уникальных зданий и сооружений" в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете. С самого начала обучения я демонстрировал те же самые качества, которые и в дальнейшем позволили мне заслужить доверие и курировать самые ответственные объекты Москвы. Мне всегда была свойственна внимательность к техническим деталям. Как во время учебы в МАДИ я не мог закончить самую незначительную студенческую работу без учета всех мельчайших деталей, так и в Гормосте я мог часами сидеть и изучать проектную и сметную документацию. Находил в ней ошибки и несостыковки, а потом выносил выявленное на обсуждение. Думаю, что моё внимание к деталям наряду с упорным трудом были замечены и оценены во время моей учебы в МАДИ и в дальнейшем сформировало меня как специалиста.

— Расскажите подробнее, чем вы занимались, с работы над какими проектами происходило ваше становление в качестве специалиста?

— Моя работа заключалась в выполнении функций государственного заказчика по капитальному ремонту и реконструкции мостовых и тоннельных сооружений. Первые три года я занимался подземными пешеходными тоннелями. Под моим контролем было отремонтировано около 90 таких сооружений. Меня ценили за внимание к деталям, поэтому и задачи поручали именно такие, в которых необходимо было учесть все мельчайшие детали, например, проверка сметы перед ее подписанием. Или поручали вести строительный контроль на объекте в критически важные моменты, например, во время монтажа или демонтажа конструкции. Моя задача как представителя заказчика, была в том, чтобы вся работа на объекте контролировалась и была задокументирована. Далее мне стали доверять более крупные объекты.

— Среди объектов, над которыми вы работали — реконструкция Большого Каменного моста соединяющего Кремль и Китай-город и капитальный ремонт Большого Москворецкого моста — знаковые для Москвы проекты. Чем они вам запомнились?

— Работа на этих объектах была ценна для меня по нескольким причинам. Но главную вы уже озвучили: мне было поручено курировать работы по реконструкции двух самых знаковых мостов Москвы, а может и всей страны. В том, что из множества специалистов, имевших куда больший стаж работы, для решения этих ответственных задач выбрали именно меня — я увидел столь желанное признание моей высокой квалификации и высочайшее доверие ко мне как специалисту. Оказанное доверие явилось результатом упорного труда и было очень ценно для меня. По ощущениям для меня это было, наверное, сравнимо с получением нобелевской премии или, возможно, победой на чемпионате мира по шахматам. Что касается того, что запомнилось — пожалуй, связь с прошлым.

— Что вы имеете ввиду?

— Ну вот смотрите, Большой Каменный мост с момента его постройки в 1938 году ни разу не ремонтировался. При демонтаже старых элементов моста открывались конструктивные решения той эпохи — было очень интересно посмотреть на них с позиции современной инженерной мысли, например на заполнение деформационных швов, демпфирующими шумоизолирующими элементами. Тогда я смог в ограниченное время вникнуть в инженерную мысль своих предшественников — мостостроителей первой половины прошлого века, что позволило эффективно организовать работы. Кроме того, эти проекты были очень интересны еще и с культурной точки зрения. Оба моста являются охраняемыми объектами культурного наследия. При его демонтаже я почувствовал себя археологом, открывая надписи, скрытые десятилетиями под толстым слоем бетона. Я буквально прикасался к глубокому прошлому — это невероятное ощущение.

— Что касается эффективной организации работы, кажется, вы закончили реконструкцию гораздо раньше положенных сроков. Зачастую такие проекты наоборот, затягиваются. Как вам удалось сократить время стройки?

— Действительно, мы смогли закончить реконструкцию Большого Каменного моста всего за 14 месяцев вместо 18-ти, предусмотренных проектом. Это стало возможным благодаря слаженной работе с коллегами. Как правило, мои проекты сдаются раньше предусмотренных сроков. Как-то мы сдали один из подземных пешеходных тоннелей за 4 месяца вместо предусмотренных девяти. Представители подрядных организаций, работу которых я курирую, в курсе того, как я организую проведение работ на объектах. Это подробный анализ проектной и сметной документации. После определения подрядной организации мы проводим совещания, согласовываем проект производства работ и проект организации строительства, включающий мельчайшие детали. В результате в процессе работ не возникает необоснованных задержек. В этом и заключается весь секрет своевременной сдачи объектов.

— У вас стремительная и впечатляющая карьера. За короткий срок вы стали одним из самых ценных специалистов организации. Какие у вас планы?

— Мне нравится моя работа и я продолжаю совершенствоваться в ней. Осваиваю новые технологии, общаюсь с коллегами и заказчиками. Я осознаю, что нахожусь еще в достаточно молодом возрасте, но могу объективно оценить свои знания и опыт. Семь лет интенсивной работы — полное погружение в проблематику каждого проекта, включая мельчайшие детали. Обширный теоретический и практический багаж. Объекты от подземных пешеходных переходов до крупных и конструктивно-сложных проектов. Все это позволило мне начать консалтинговую деятельность по моей специальности, чем я сейчас активно занимаюсь. Пока это мое новое направление не только не мешает, но обогащает работу в Гормосте. Однако возможно в будущем мне придется делать выбор, так как у меня есть планы по открытию консалтинговой фирмы, что требует большого объема организационных работ, необходимых для качественного ведения собственного бизнеса.

— Насколько, по вашему мнению, востребована ваша строительная специализация? Стоит ли выпускникам школ идти по вашим стопам?

— Сегодня строительная сфера является весьма технологичной, особенно, что касается мостов и тоннелей. Поэтому, работая в моей сфере, вы непременно оказываетесь на переднем фланге современных достижений строительной мысли. Мне кажется, это очень интересно. К тому же сегодня мы наблюдаем особое внимание государства к развитию транспортной инфраструктуры. Способность обеспечить связь отдельных регионов страны, особенно такой как наша, является важнейшим фактором экономического развития государства, а мосты и тоннели — это критическая часть этой самой инфраструктуры. Поэтому государство и не жалеет денег для её развития. Перспективы есть, потребность в специалистах есть. А если есть еще и желание — то, думаю, это судьба. Ничего не бойтесь, идите вперед и все получится.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Обсудить