Выборы депутатов в Мосгордуму принесли немало сюрпризов не только любителям политических головоломок, но и партиям, принимающим участие в политических баталиях. Основными ньюсмейкерами на выборах стали оппозиционные власти партии - "Родина" и блок "Яблоко - "Объединённые демократы". Глубина их оппозиционности - вопрос, конечно, дискуссионный, тем не менее именно они были самыми заметными игроками на информационном поле, именно с ними были связаны все главные скандалы предвыборной борьбы. И именно скандал стал их главным оружием в битве за избирателя.
"Родина" Дмитрия Рогозина выбрала единственно верную для себя линию поведения: разговорами о социальных и финансовых благах, которые принесёт партия после своей победы на выборах, доверие избирателей не завоюешь, поскольку все остальные говорят ровно то же самое. Нужен был новый, неординарный ход, до которого либо никто не додумался, либо он просто не рассматривался. А ведь как оказалось просто - нужно было найти виновника всех бед. Искать его, впрочем, оказалось делом недолгим - нелегальные иммигранты, которые, по версии "родинцев", приезжают в Москвы целыми эшелонами и не дают заработать простому москвичу на кусок хлеба, занимая рабочие места на стройках, уборке мусора и т.п. Мусор, собственно, и вдохновил "родинцев" на создание предвыборного ролика, в котором нелегальные иммигранты с ярко выраженным кавказским акцентом совершенно наглым образом жрут арбузы и разбрасываются арбузными корками. После выхода ролика на ТВ "Родине" можно было забыть об остальных пунктах своей программы, сосредоточив внимание на обсуждении заявленной темы. Трюк удался. Никому не пришло в голову спрашивать депутатов от "Родины" об их намерениях в сфере социальной политики, местного самоуправления и т.п. Всех интересовал вопрос: есть в ролике призывы к разжиганию межнациональной розни или нет? Соответственно тут же избиратели интерпретировали его по-своему: наведут порядок в городе с выходцами из стран СНГ или нет? Ответ на вопрос, в чью сторону будет сделан выбор, очевиден.
В завершение, для окончательного укрепления своего положения, "Родина" воспользовалась услугами ЛДПР, затеяв с жириновцами перестрелку судебными исками, обвиняя друг друга в национализме и представляя себя невинными овечками. В итоге Мосгорсуд принял решение снять "Родину" с выборов, но, похоже, уже сегодня иди завтра Верховный суд вынесет иной вердикт, прямо противоположный мнению своих коллег из городского суда.
Вторым, правда, менее удачливым застрельщиком скандалов стал блок "объединённых демократов". Затянувшиеся роды единой демократической партии, идущие уже не первый месяц, выдали на-гора слона не слона, мышь не мышь, но всё же что-то маловразумительное и непрочное. Возможно, сыграли определяющую роль различия в интересах двух крупнейших политических партий в России, делящих между собой демократический фланг. Может быть, вспомнились старые обиды. А может, и просто не сложились личные отношения между демократическими лидерами. Так или иначе, но как начали объединяться демократы со скандала, так этим же скандалом и закончили. Во-первых, споры о том, под брендом какой партии идти на выборы и кто будет возглавлять список, едва не привели к тому, что никаких «объединённых демократов» москвичи так и не увидели бы. Проблема оказалась в том, что избирательные блоки уже запрещены, соответственно в избирательном бюллетене должно быть название одной партии – либо «Яблока», либо СПС. В итоге договорились до того, что на выборах используется бренд «Яблока», а во главе первой тройки находится представитель СПС. «Яблоко», впрочем, взяло количеством – четыре пятых списка составляли представители партии Григория Явлинского.
Дальнейшие взаимоотношения «союзников» также не отличались благодушием и миропониманием. Чего стоит только письмо лидера СПС Никиты Белых председателю «Яблока» Григорию Явлинскому с просьбой приструнить лидера московского «Яблока» Сергея Митрохина. По мнению Белых, Митрохин своими заявлениями о том, что в СПС существует «антияблочная» оппозиция, помогает «Единой России» и «Родине». И это, не считая мелких уколов, нападок и язвительных замечаний других статусных лиц в адрес соратников по единому блоку.
Подобное брожение умов в рядах высшего руководства не могло не отразиться на позиции остальных членов обеих партий, а также избирателей, вынужденных в течение полутора месяцев наблюдать больше за внутренними склоками и разборками «объединённых демократов», чем за какими-либо конструктивными действиями.
Откровенно говоря, особого конструктива не наблюдалось и в поведении ряда других политических партий, выбравших иные способы политического пиара. В частности, противодействие более крупным партиям со стороны их коллег-соперников по политическому полю.
Так, оппонентом «Родины» стала Либерально-демократическая партия Владимира Жириновского. Но оппонент из ЛДПР получился весьма своеобразный. Играя на поле, выбранном Рогозиным, Жириновский сознательно шёл на конфронтацию. Но самое интересное, что лидер ЛДПР, прекрасно понимая, что шансов у его партии проскочить в Мосгордуму немного, вольно или невольно, как выясняется уже сейчас, помогал своему оппоненту.
Совершенно другая ситуация сложилась с партией, рассчитывающей на электорат «Яблока», - «Свободной Россией». В отличие от «Яблока» с СПС содружество двух политических партий – «Свободной России» и «Новых правых», а также представителей общественных и правозащитных объединений оказалось, по крайней мере, на период предвыборной кампании не в пример крепче. Фактически избирательный список «Свободной России» был тем, о чём говорил Никита Белых, рассуждая о необходимости ребрендинга «старых правых».
Вряд ли те, кто вошёл в первую тройку списка «Свободной России», надеялись на успех кампании в плане прохождения в городскую Думу. Скорее всего, эти выборы были для них разведкой боем, определяющим, насколько велика потребность общества в новых политиках, не отметающих, но дополняющих с учётом развития страны идеологию демократии и либерализма в России. Отмечая сосредоточенность их рекламных материалов в направлении «объединённых демократов», надо признать, что обвинения, выдвинутые «новыми правыми» в адрес «старых демократов» из СПС и «Яблока», оказались на удивление точными. По крайней мере, социологические замеры за неделю до голосования показывали, что «Свободная Россия» приближается к показателю в 3%, что для совершенно новой структуры является более чем успешным результатом.
Не обошлось на этих выборов и без партий-фантомов, вроде бы присутствующих на выборах, но заранее определивших себе место в арьергарде общей колонны. К ним, например, можно отнести Партию социальной справедливости и, как ни странно, Российскую партию Жизни. Если на уровне отдельных представителей партии, каковым, к примеру, является лидер списка Ирина Рукина, всё было нормально, то в плане именно партийной самоидентификации РПЖ так и не смогла внятно объяснить избирателям, кем же они являются на самом деле. Не добившись успеха в качестве проправительственной структуры, «жизненцы» переквалифицировались в оппозицию власти. Впрочем, столь резкому изменению курса никто не поверил, в итоге РПЖ на протяжении всей кампании приходилось больше доказывать свою оппозиционность, проводя различные пикеты и демонстрируя факт административного давления на них. Так, например, в течение, наверное, целой недели представители партии возмущались тем, что был снят их баннер с территории завода.
Тёмными лошадками в этот раз выступили две партии, находящиеся на разных полюсах политического пространства – «Единая Россия» и КПРФ.
Коммунисты, трезво оценивая свои шансы на выборах, провели эту кампанию негромко, но эффективно, отказавшись от дорогих телевизионных роликов и масштабной наружной рекламы, они воспользовались своим старым методом ведения предвыборных кампаний «от двери к двери». В какой-то степени эта относительно тихая и интеллигентная тактика на фоне скандалов, в которые оказались втянуты другие партии, позволила КПРФ набрать потенциал, необходимый для преодоления заветного 10-процентного барьера. Сейчас КПРФ топчется на пороге в Думу, и вопрос их прохождения зависит от «Родины», традиционно отщипывающей изрядный кусок коммунистического электората.
Самым же неожиданным поведением отличилась «Единая Россия». В том, что «единороссы» проходят в думу, сомнений ни у кого не возникало. Единственной проблемой стали прогнозы о том, сколько процентов сможет набрать «Единая Россия». Перед выборами лидер партии несколько погорячился, заявив, что они возьмут все места в думе. Заявление, конечно, оказалось слишком смелым, но неосуществимым. Тем не менее его можно было рассматривать как заявку на проведение мощной рекламной кампании. Однако тактика «Единой России» оказалась схожей с КПРФ. Основой для «медведей» стала работа с населением на местах, присутствие их на московских улицах стало безусловым. В итоге, не принимая участие в показных мероприятиях, дающих повод для критики, «единороссы», похоже, добились устраивающего их результата.
В целом же, подводя итоги московских выборов, надо признать, что они действительно стали генеральной репетицией предстоящих выборов в Государственную думу. «Родина» наконец нашла свой конёк, на котором и намеревается проскакать к думской трибуне. Правые партии ещё раз продемонстрировали полную неспособность к взаимному соблюдению договорённостей и компромиссов. КПРФ и ЛДПР остались на том, на чём стояли и прежде, не ухудшив, но и не улучшив своё положение в общепартийном рейтинге. «Единая Россия» не дала повода сомневаться в себе, несмотря на разговоры о неминуемом расколе. Хороший, но не подкреплённый ничем, кроме критики оппонентов, потенциал продемонстрировала «Свободная Россия» и «Новые правые». Напомнила о себе партия Жизни, рассчитывающая ещё подзадержаться на политическом подиуме. Чем же ответит избиратель на наши прогнозы и потуги кандидатов в депутаты – покажут результаты выборов 4 декабря 2005 года.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.