Анатолий Корнуков — военный летчик высшей квалификации. Окончил Черниговское высшее военное училище, две академии. Прошел все ступени командной лестницы. Пять лет командовал истребительной авиационной дивизией на Дальнем Востоке. Эти годы были для него хорошей боевой школой. Четыре полка дивизии по 3—4 раза за день поднимали свои дежурные пары навстречу нарушителям воздушного пространства. Это Корнуков отдал приказ сбить тот самый злополучный корейский “Боинг”, нахально вторгшийся в небо России...
Пять лет командовал столичным округом ПВО. 20 января этого года ему предложили пост главнокомандующего новым видом ВВС. Он согласился.
— Тяжелая ноша легла на ваши плечи, Анатолий Михайлович? — Таким вопросом началась наша беседа с Главнокомандующим накануне празднования Дня ВВС, учрежденного в России еще 86 лет назад высочайшим указом.
— Не то слово. Удивляюсь, как много было соискателей этого поста. Даже знаю одного генерала с красными погонами. Я, признаюсь, ни на что не претендовал. Но вызвал министр и сказал, что и он, и коллегия остановили свой выбор на моей кандидатуре. 22 января министр представил меня военным советам ВВС и ПВО, и работа началась. Предстояло ни ВВС влить в ПВО, ни ПВО в ВВС, а действительно создать на их основе новый вид Вооруженных Сил, под единым командованием, с учетом выполнения ответственных специфических задач, возложенных на воинов обоих видов.
— И с чего началась работа?
— С реформирования Главкомата. Сразу, без раскачки. Решили разместить Центральный командный пункт на базе ЦКП Войск ПВО. Во-первых, он имел возможность контролировать обстановку на всей территории СНГ. Во-вторых, вокруг ЦКП в Балашихинском районе Московской области разместился целый город с населением 25 тысяч жителей, с отлаженной инфраструктурой, коммуникациями, сетью дорог. Плюс ко всему за размещение Главкомата в городе на базе ВВС пришлось бы платить в казну немалые арендные суммы... А где их взять?
Словом, с 1 марта новый Главкомат нового объединенного вида Вооруженных Сил, приступил к действию.
— И что собой представляет ныне этот новый вид?
— Он вполне боеспособен. К 1 июня завершили реформирование армий ВВС и ПВО, проведены все оргштабные изменения в звене армии, корпус, дивизия. Теперь все наши армии со своими знаменами, печатью. В целом высвобождены 90 000 штатных должностей. Сейчас идет 2-й этап реформирования. Доля управленческого аппарата снижена до 5 процентов. В боевых частях находится 52 процента личного состава, в частях обеспечения и обслуживания — 43 процента.
Если оценить все, что выполнено, то это равносильно реформе армии среднего государства. И то, что мы шли по верному пути, подтвердили многие летно-тактические учения, пуски ракет. Всего в этом году их проведено 280. Зенитно-ракетные полки эффективно поразили все цели. Только один полк из семи целей пропустил одну.
На Кольском полуострове ракетный полк успешно поразил крылатую ракету морского базирования. Летчики провели удачный эксперимент. Миг-31 и СУ-30 совершили 10-часовой полет с дозаправкой в воздухе с перехватом воздушных целей.
— И это при условии, что на боевую подготовку почти не выделяются средства?
— Средств мало, что и говорить. Но русские люди издавна привыкли выкручиваться, находить резервы. Так что не пропадем. У нас части ВВС укомплектованы на 98,7 процента, зенитно-ракетные полки — на 100 процентов, радиолокационные части — на столько же. И исправность боевой техники повышена. В дальней авиации 80 процентов ударных ракетоносцев в исправном состоянии...
— Мое поколение, Анатолий Михайлович, выросло под знаком вселенской славы наших героев-летчиков. Сначала спасатели челюскинцев, потом Чкалов, Громов, Гризодубова. Их славу приумножили Покрышкин, Маресьев, Кожедуб. А потом Гагарин, плеяда его соратников... Живы их традиции сегодня?
— Традиции героев — важнейшая составная часть всей воспитательной работы в войсках. Живы традиции, наследники героев чтут их и приумножают своими делами. Летчики у нас высокие профессионалы, патриоты Отечества, и им под силу любые задачи.
— В “Правду” поступает немало писем, звонков от выпускников военных авиаучилищ. Они что, все увольняются в запас? Учились, учились и авиации оказались не нужны?
— Тяжело говорить об этом, но случилось именно так. 365 лейтенантам летчикам не нашлось места за штурвалами самолетов. Мы стояли перед дилеммой — или уволить тридцати-тридцатипятилетних профессионалов 1-го и 2-го классов и на их место посадить юнцов. Или сохранить опытные кадры и отправить в запас молодых. Выбрали второй вариант. У нас было 19 вузов, среди них три академии. Остается теперь 14.
В том числе одна академия — имени Гагарина и два военных университета на базе академии имени Жуковского и академиям ПВО. В училищах мы вводим четырехлетнее обучение вместо пятилетнего. Учить курсантов будем только на боевых самолетах В будущем году у нас еще, видимо, сохранятся трудности с размещением выпускников, с 2000-го — проблем никаких не будет.
— Еще один острый сигнал читателей насчет невыплат денежного довольствия, пайковых, квартирных, других социальных пособий...
— И у нас таких писем, сигналов, звонков — масса. Шесть тысяч уволенных в запас офицеров не можем отправить по домам, нечем их рассчитать. Ни одного эшелона с грузами из расформированных частей не можем отправить с 1 мая. Денег нет. Честно-то сказать, я ведь и сам не получаю денег.
Спасибо жена — народная учительница, им московский мэр зарплату не задерживает. Она и меня, и внуков содержит. Да и загородный участок выручает. Зелень, огурцы, помидоры свои едим. Ну, а если серьезно, то в течение августа и сентября поставлена задача ликвидировать все долги по всем выплатам.
— Каким вам видится будущее? Будут новые самолеты? Новые ракеты?
— Будут обязательно. Я посетил все ОКБ — и авиационные, и ракетные, и радиолокационные. И знаю, что там делается. В авиации появится многофункциональный самолет — и ударный, и оборонительный. Образцы такого самолета уже есть. В начале будущего века поднимем новый ракетоносец-стратег. Будут автоматизированы системы управления всеми видами авиации. И новые ракетные зенитные комплексы, в три раза превышающие по эффективности лучший в мире С-300.
Это будущее нашей противоракетной обороны. Придут радиолокаторщикам станции загоризонтной локации и многие другие образцы боевой техники и вооружения. Одно могу сказать: безнаказанно и сейчас никто не прилетит к нам с недобрыми намерениями. И Россия никогда не останется бескрылой.
А трудности, что ж, они всегда нас преследовали. Можно лечь на белую простыню и ждать безропотно конца. А можно, сжав в кулак волю, встать и идти вперед. Цели достигнет идущий.
Полковник Василий ИЗГАРШЕВ.
Военный обозреватель “Правды.Ру”.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.