Человек ступит на Марс не раньше 2015 года. Так считает прославленный советский космонавт.
Виталий Иванович Севастьянов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, кандидат технических наук не только осуществил мечту каждого мальчишки конца 50-х — начала 60-х и стал космонавтом, но еще и застал то удивительное время, когда каждого покорителя космоса страна встречала, как национального героя. Именами космонавтов назывались улицы городов и огромные океанские лайнеры.
Они были самыми дорогими гостями на всех значительных мероприятиях нашей страны. Теперь на космонавтов почти не обращают внимания. Люди озабочены другими проблемами — как прокормить, как выжить.
А многие вообще считают, что космос нам не нужен. Но В.И. Севастьянов, ныне депутат Государственной думы России, с этим не согласен.
— Прошлое нашей космонавтики — гордость, а будущее туманно. Космическая отрасль нашей страны финансируется бюджетом всего на 18 %. Остальные деньги поступают от контрактов между Российским космическим агентством и НАСА, отдельными фирмами, которые делают различные заказы. Интересы российской космической программы, естественно, тоже удовлетворяются на 18%. А сегодняшний день, как известно, определяет будущее.
— Виталий Иванович, в последнее время большой интерес общественности вызывают такие международные проекты, как пилотируемый полет на Марс и строительство океанской стартовой платформы — программа “Морской старт”. Как вы оцениваете перспективы этих проектов и участие российской космической отрасли в их осуществлении?
— Мы сейчас успешно участвуем в подготовке программы “Морской старт”, тут целая кооперация работает — и мы, и американцы, и норвежская фирма, и европейское космическое агентство. С точки зрения будущих пилотируемых экспедиций к планетам Солнечной системы, прежде всего полетов на Марс, программа “Морской старт” открывает широкие перспективы. Из нескольких блоков будет составлена межпланетная станция, которая стартует к другим планетам.
— А в какие, примерно сроки, по вашему мнению, возможно осуществление экспедиции людей на Марс?
— Ну чисто гипотетически, с точки зрения экономических возможностей, в том числе и нашего участия, это будет где-то в 2017 году. Или между 2015 и 2020 годами. Я считаю возможным осуществление этого плана только при условии международной кооперации.
— Ну а если перенестись от Марса ближе к Земле людей давно волнует такая проблема, как освоение Луны. Много вопросов, связанных с высадкой людей на Луну. Почему это были американцы, почему только один раз?
— Во-первых на Луне была не одна, а шесть высадок астронавтов, и 12 американцев высаживались в общей сложности на поверхности Луны, начиная с Армстронга и “Аполло-11” и кончая “Аполло-17”. Только “Аполло-13” не смог сесть на Луну, взорвался топливный бак. Мы долго дискутировали — заниматься ли нам лунной проблемой или орбитальными станциями. И сделали выбор в пользу последних. То, что на Луне открыли воду, — прекрасно. Там, где есть вода, современные технологии позволяют получать топливо — кислород, водород. В будущем возможны значительные проекты, в том числе создание обсерватории на Луне и строительство лунного городка.
— В праздничный день хотелось бы услышать ваши пожелания нынешним космонавтам. Как вообще вы оцениваете значение этой даты?
— Прежде всего я хочу поздравить экипаж нашей орбитальной станции “Мир”, с которой в последнее время было связано столько волнующих событий, и пожелать им успешного выполнения задания и счастливого возвращения на Землю. Я поздравляю с праздником всех своих коллег, и старых, и молодых космонавтов, представляющих надежду нашей страны. Помните, как в молодости мы пели песню “И на Марсе будут яблони цвести”? Сейчас многие ценности пересматриваются, но я уверен — мы пели правильные песни.
Александр БОРГУЕВ.