Идет, шагает по Москве ее почетный гражданин

Не думаю, что есть в Москве другой такой человек, который каждый день уже не один десяток лет рано утром отправляется пешком на работу, чтобы в любую погоду пройти привычные 7,5 километра от дома на Миусской площади до Мневников, что в двух остановках автобусом от станции метро “Полежаевская”. Да, именно такой пеший маршрут начинает ежедневно в 5 часов 40 минут утром и завершает без десяти-пяти минут семь в своем кабинете 75-летний Геннадий Леонидович Краузе, генеральный директор акционерного общества “Автокомбинат № 1”. И вряд ли кто из встречных москвичей догадывается, что на их пути был Почетный гражданин Москвы.

Такое звание за особые заслуги перед российской столицей в канун ее 850-летия городская Дума впервые с 1917 года присвоила по представлению Правительства Москвы помимо Краузе и великой балерине Галине Сергеевне Улановой, хирургу с мировым именем Валерию Ивановичу Шумакову и знаменитому композитору Георгию Васильевичу Свиридову...

Когда я поздравил своего давнего знакомого с заслуженным высоким званием, Геннадий Леонидович сказал:

- Лишь недавно я узнал, что первым этого звания был удостоен в 1866 году шапочный мастер Осип Иванович Комиссаров, который в день своих именин оказался у Летнего сада в Петербурге и помешал преступнику выстрелить в гулявшего рядом императора Александра II, чем спас ему жизнь. А до 1917 года звание это присваивалось городскому голове князю Александру Щербатову, генерал-губернатору Москвы, князю Владимиру Долгорукову, еще одному городскому голове Владимиру Голицыну, русскому врачу № 1 Николаю Пирогову, известнейшим меценатам братьям Александру и Василию Бахрушиным, Павлу Третьякову...

... Можно много рассказывать о 49 годах, в которые Краузе руководит крупнейшим предприятием. О том, что водители первого автокомбината доставляют по четкому графику конструкции и детали для большинства новостроек города. Что это ему, Краузе, Алексей Николаевич Косыгин, ознакомившись с прогрессивной системой организации труда в коллективе, сказал: “Вы - не директор, вы - министр”. И сейчас под началом почетного москвича 10 филиалов комбината, 1600 автомобилей, 3300 рабочих, обслуживающих три домостроительных комбината, 14 заводов. Так что почти весь груз строительства в Москве едет на колесах “первого”.

Геннадию Леонидовичу есть что вспомнить, в том числе и в свой день рождения, пришедшийся на канун Дня защитника отечества. 19-летним мальчишкой встретил под Смоленском войну, был армейским разведчиком (“не Штирлицем”, - смеется Краузе). Начал воевать рядовым. Закончил за девять месяцев в Рязани пулеметное училище, вернулся на фронт и расстался с армией в звании капитана в 1945 году, дойдя с боями до Австрии.

С двумя ранениями, ограниченно годным, как заключили врачи, демобилизовался, хотя мог поступить в военную академию. Оказался в Москве и года полтора был заместителем директора автобазы “Мосжилстроя”. И вот уже почти 50 лет - директор Первого автокомбината, которому нет равных не только в Москве, но и в России.

Но в нашу нынешнюю встречу я решил поговорить с Краузе больше не о делах трудовых, а о сфере жизни рабочего коллектива комбината, которая также ни на день не остается без внимания генерального директора — о здоровье шоферов большегрузных автомашин, слесарей, механиков, о массовой физкультуре, которая во многих регионах на большинстве предприятий оказалась заброшенной.

- Когда я шел к вам, то в холле административного здания увидел четко расчерченную турнирную таблицу первенства комбината по футболу. Это что - главное занятие ваших водителей, рабочих на досуге?

- Не берусь говорить за всех, но скажу, что футбол на комбинате очень популярен, как, впрочем, и автокросс, и картинг - наши сугубо профессиональные виды спорта, а также волейбол, баскетбол, лыжи, хоккей.
Лично я считаю развитие массового спорта одним из важнейших направлений социальной политики.

При всех экономических сложностях мы сумели сохранить базу отдыха в подмосковном Отрадном и базу отдыха под Алуштой на 200 с лишним мест, детский летний лагерь в Голицыно, где только этим летом в каждую смену было по 500 ребят. Все дети наших работников отдыхают здесь по льготным путевкам, которые в три раза дешевле их себестоимости.

Спортивная жизнь у нас не угасает, хотя, как известно, многие предприятия из-за недостатка средств прикрывают и спортивные клубы и секции, детско-юношеские спортшколы. Мы стремимся сохранить наши завоевания.

- Знаю, что у вас есть и общественная должность - президент хоккейного клуба “Спартак” (Москва). Хлопотное дело?
- Забот в этом плане хватает, да и критику в адрес неровно выступающей команды часто переносишь на себя. А “обручение” автокомбината со “Спартаком”, как это в те времена обычно случалось, произошло не по нашей воле. Просто вызвали меня и нескольких коллег с комбината около 20 лет назад в городской совет профсоюзов и предложили: ваш коллектив - в рядах спартаковского общества. Есть хорошая команда хоккеистов, да вот поддержать ее некому. Так что берите, пока не поздно. Хоккейный “Спартак” мы знали хорошо, у нас на комбинате много его болельщиков. Вот так и подружились.

Скажу прямо - я не фанат хоккея, но заботы о команде принял близко к сердцу, как и все на предприятии. Мы помогали с первого дня хоккеистам во всем, чем могли, в том числе и с квартирами. Дело это не простое, весьма дорогостоящее, особенно сейчас. Игроки, насколько я знаю, благодарны комбинату за то, что до сих пор имеют возможность жить, питаться и готовиться к матчам первенства России в нашем профилактории в Сокольниках.

Опекать команду мастеров очень сложно. Хорошо, что уже не один год вместе с нами “Спартак” мощно поддерживает талантливый и энергичный бизнесмен, опытный организатор Гелани Товбулатов, избранный вице-президентом хоккейного клуба. Он вместе с недавно ушедшим от нас председателем Центрального общества “Спартак” Николаем Николаевичем Озеровым многое сделал для проведения в Москве теперь уже традиционного международного турнира “Кубок Спартака”.

Его участниками были лидеры мирового хоккея - Фетисов, Ларионов, Федоров, Могильный, Буре, известные гости из других стран.

- Будучи президентом клуба, вы тесно связаны с игроками и тренерами команды. Не так ли?
- Не проходит дня, когда бы я не касался каким-либо образом жизни клуба, забот команды, хотя времени для этого мало. Но вот вмешиваться в тренировочную работу, подсказывать наставникам команды, что и как делать - это не по мне. Не понимаю тех “хозяев” команд, которые позволяют себе такое. Но о состоянии дел в коллективе я всегда имею четкое представление и достаточно точно могу, на мой взгляд, оценить каждого из тех тренеров, с которыми мне приходилось сотрудничать.

- Их ведь было немало?
- Да, могу назвать уже покойного Бориса Павловича Кулагина, Бориса Майорова, Александра Якушева... Все это яркие личности, но очень разные. Самым сильным из них, по моему мнению, был Кулагин, человек, преданный хоккею во всем, прекрасно знавший все его тонкости. Одним из важнейших его достоинств было умение видеть и понимать игроков, находить с ними общий язык, помогать им в становлении.

А вот Борис Майоров, сам в прошлом великий хоккеист, став тренером, подчас слишком высоко ставил свое “я”, мог незаслуженно обидеть спортсмена. Даже “спасибо” в его устах было обидным для молодого парня, надеявшегося на большее проявление теплоты и внимания.

Еще один игрок с большой буквы - Александр Якушев многое сделал, как тренер, для команды. Но и он тоже очень изменился, став во главе “Спартака”. Но здесь дело другого толка - уже слишком он, по-моему, подчинялся своей супруге. Для него ее указания были превыше всего. Да, дома так часто бывает. Но ведь то дома, а не в команде, при игроках, которые все видят, оценивают. Тут секретов не бывает.

Впрочем, сейчас, когда Александр перешел 50-летний рубеж, поработал небезуспешно тренером за рубежом, он во многом “исправился”. Ведь уверен, что “Спартак” для него по-прежнему значит очень много.

- У “Спартака” всегда было много поклонников. А сейчас?
— Скажу, что былого поклонения уже не ощущается. Я объясняю это прежде всего сложностями нашей жизни. Дорогими стали билеты на матчи, подчас опасно добраться до стадиона домой, да и забот житейских, самых простых стало куда больше. Многим уже не до хоккея.

Уверен, что наш спорт, особенно массовый, школьный, студенческий, теряет силу и свое значение в обществе, в воспитании людей из-за того, что государство практически бросило заботу о его развитии. Да, спонсоры, меценаты очень нужны, без них не обойтись. Но посмотрите - правительству, Госдуме не до нужд рядовых физкультурников, профсоюзы денег на это почти не выделяют. А в итоге?

Несколько лет назад кому-то “наверху” пришло в голову ликвидировать спортивные общества, объединить их в одно. Но этот “монстр” долго не прожил, успев разрушить нажитое в массовом спорте десятилетиями. Развалить оказалось легко, а вот созидать не получается.

Теперь у нас спорт почему-то оказался разделенным на “большой” и прочий. Конечно, олимпийские победы значимы, они, вероятно, поднимают престиж страны. Но как можно практически напрочь забывать о физической культуре рабочих, студентов, школьников, о будущем нации, ее здоровье? Как можно делить неделимое?

- Геннадий Леонидович, еще раз поздравляя вас от имени читателей “Правды” с присвоением почетного звания, хочу спросить: как вам удается самому сохранить отличную спортивную форму?
- Спасибо за теплые слова. А что касается моей “боеспособности”, то, может быть, она от того сохранилась, что я всю жизнь дружу со спортом. Зимой каждую субботу прохожу на лыжах в Отрадном километров тридцать - часа за два или чуть больше. За зиму набирается километров немало. А на работу, как вы знаете, обязательно хожу пешком. Отличный, скажу, заряд на весь день.

Прощаясь с Геннадием Леонидовичем, который собирался на поезд в Минск, где готовились отмечать 50-летие Минского автозавода (на этой машине работают большинство водителей “первого”), я спросил моего собеседника, почему ни разу не видел его со Звездой Героя Социалистического Труда, боевыми и трудовыми орденами и медалями? Подумав с минуту, Краузе ответил:

- Был у меня один хороший знакомый, фронтовик, Герой Советского Союза, отмеченный в битве за Днепр. При Л.Брежневе я часто видел его со Звездой Героя на лацкане пиджака. Но вот власть в очередной раз переменилась, и вижу как-то, что мой знакомый пришел на официальную встречу без “звездочки”. Спрашиваю, что так? А он мне на ухо: “Знаешь, ведь у генерального Звезды Героя нет, так вроде бы мне неудобно...

Это дело каждого в отдельности. Я другой человек, а награды стараюсь не носить потому, что наши водители, слесари, техники, механики не любят парадности, лишнего блеска. И я живу по рабочим законам...

Виктор Притула

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить