Вчера Госдума в третьем чтении приняла закон «Об электронной цифровой подписи». Однако это не совсем тот закон, которого так давно ждут российские компании: по нему сертификаты будут выдаваться только физическим лицам.
По Гражданскому кодексу электронно-цифровая подпись (ЭЦП) признается полным аналогом личной подписи на бумаге. Однако без соответствующего закона использовать ее можно только по взаимному соглашению договаривающихся сторон.
Принятый вчера Госдумой закон помимо введения самого определения ЭЦП описывает и возникающие при ее использовании правовые последствия. В частности, ключи электронной подписи необходимо будет сертифицировать в так называемых удостоверяющих центрах. Без этого сертификата подпись будет недействительна. Такими центрами, согласно закону, должны быть юридические лица, получившие соответствующую лицензию. Требования к центрам и порядок их лицензирования будут определяться правительством.
Специалисты восприняли принятие закона неоднозначно. По словам Игоря Курепкина, сотрудника компании «Крипто-про», специализирующейся на разработке средств защиты информации, ЭЦП и без закона давно широко используется в системах «банк-клиент», платежных системах и интернет-трейдинге. Закон же резко расширит возможности применения электронного документооборота в госучреждениях и в их отношениях с юридическими и физическими лицами, например, при подаче налоговых деклараций.
А по мнению замруководителя техцентра биржи РТС Алексея Сухорукова, закон не совсем удачный. Господин Сухоруков заявил Ъ, что слабое место закона — невозможность использования электронной подписи непосредственно юрлицами, что «сильно уменьшает возможности ее использования в корпоративных системах». То есть сертификат, удостоверяющий ЭЦП, вопреки мировой практике будет выдаваться только на физическое лицо. Это приведет, например, к тому, что всем иностранным компаниям, уже имеющим сертификаты ЭЦП, выданные на Западе, придется регистрировать их в российских сертификационных центрах на своих представителей.
С мнением господина Сухорукова согласен и один из инициаторов принятия закона зампред банковского комитета Владимир Тарачев. «Принятие закона лишь хорошее начало, — заявил он, — из-за трудностей применения подписи юрлицами и барьерами в сертификации западных систем ЭЦП, ее пользователями в основном окажутся физические лица и несколько десятков крупнейших российских корпораций».
Павел Преженцев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.