Проблемам применения в Иркутской области законодательства о банкротстве и финансовом оздоровлении были посвящены прошедшие сегодня депутатские слушания, организованные комитетом по собственности и экономической политике при участи фракции законодательного собрания «Союз правых сил». По мнению председателя названного комитета Юрия Фалейчика, этот вопрос слишком сложен, чтобы обсуждать его на сессии парламента или заседаниях комитетов. Чтобы обсудить проблему со всех сторон, на слушания были приглашены участники процедуры банкротства: представители МНС, ФСФО, Арбитражного суда, Российской Гильдии арбитражных управляющих, администраций области и муниципальных образований.
Каждый выступающий заканчивал свою речь предложениями по усовершенствованию. Например, исполнительная власть области предлагает узаконить согласование кандидатур на должность внешнего управляющего социально-значимого, градообразующего предприятия с администрацией, разрешить погашать задолженности в бюджет не только живыми деньгами (их зачастую нет), но и иным движимым и недвижимым имуществом.
По мнению председателя Арбитражного суда области Виктора Юдина, основная проблема в том, что закон о банкротстве служит для передела собственности и применяется к социально-значимым работающим предприятиям. Он считает, что налоговики зачастую используют его как дубину для выбивания задолженностей за прошлые года с предприятий, работающих и выплачивающих текущие налоги. При таком подходе скоро некому будет работать. Существенно, что при этом налоговой, относящаяся к четвертой очереди по погашению долгов, часто почти ничего не остается. Для решения этой проблемы, уверен Виктор Юдин, необходимо ограничить действительно банкротные предприятия от работающих.
Несмотря на то, что существуют «заказные» банкротства и соответствующая статья, предусматривающая наказание, на сегодняшний день ни в Иркутской области, ни в России в целом не возбуждено ни одного уголовного дела, не привлечено к уголовной ответственности ни одного человека. За три года действия нынешнего закона выявилось, что среди его недостатков один из наиболее опасных – то, что вопрос о преднамеренном банкротстве обозначен лишь «мазками». По словам президента Российской Гильдии арбитражных управляющих Григория Юна, ФСФО в 2000 году выявило 156 таких дел, из них 27 – в Сибирском федеральном округе. Есть случаи раздувания задолженностей фиктивными способами, после чего собрание кредиторов принимает решение о продаже какого-либо имущества, часто за бесценок. Пока закон разрешает банкротить действующие предприятия, такая ситуация сохранится.
Прошедшие сегодня слушания мы попросили прокомментировать представителей как областной, так и федеральной власти:
Депутат Законодательного собрания Иркутской области, председатель комитета по собственности и экономической политике Юрий Фалейчик : Моя оценка прошедших депутатских слушаний близка к хорошей – поставленные цели были достигнуты. Наработки будут отражены в резолюции, переданы в Государственную Думу для работы над совершенствованием законодательства о банкротстве. Также результаты слушаний будут доведены до каждого депутата Законодательного собрания: новый депутатский корпус необходимо системно вводить в разные сферы экономики области.
Выявилось, что есть несогласованность, и даже наблюдается противодействие государственных органов, например, ФСФО, МНС, участвующих в одном процессе. К сожалению, не успели полностью рассмотреть проблему заказного банкротства, но пласт этот приподнят, и мы обязательно вернемся к нему и подойдем более серьезно – здесь есть поле деятельности и для правоохранительных органов.
Первый заместитель главы администрации области Николай Мельник : состоялся весьма полезный разговор. По существующему законодательству почти ко всем предприятиям по формальным признакам можно подходить с точки зрения банкротства. Наша тактика – не допускать процедуры банкротства, решать все вопросы, не доводя до суда. При конкурсном производстве бюджет получает примерно 1% от суммы задолженности. Наша практика не дает нам делать вывод, что внешнее управление выводит из кризиса социально-значимые объекты. Только один положительный случай из ста девяти. Это говорит о серьезных изъянах в законодательстве, о необходимости его совершенствования. Что касается заказных банкротств, есть примеры подобного в лесной отрасли. Но к осени прошлого года эти процессы затормозились, видимо, инициаторы убедились, что соответствующие органы работают. Сейчас мы такого не видим, особенно на крупных предприятиях.
Депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по банкротству Юрий Курин : последний раз подобные по представительности, многочисленности и заинтересованности участников слушания проходили несколько лет назад по проекту закона о Байкале. Из сегодняшнего заседания я сделал вывод, что думская комиссия находится на верном пути, наши заключения примерно такие же. Обстановку в Иркутской области по банкротству и осуществлению внешнего управления я оценю так: «хорошо, но еще плохо», то есть, плюсы есть, но есть и поле для работы.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.