По мнению экспертов, «закручивание гаек» приведет лишь к росту теневой экономики и оттоку капитала из России. В четверг вечером председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что он считает необходимым разработать механизм, при котором было бы возможно перераспределять сверхдоходы российских компаний. Это, по мнению спикера СФ, могло бы «привлечь бизнес во все секторы экономики, которые неподъемны для государства». Он, в частности, высказался за взимание природной ренты так, чтобы сверхприбыли были «взяты в пользу государства, поскольку их истинным владельцем является народ». Однако, по мнению экспертов, закручивание гаек и попытки «все поделить» приведут лишь к оттоку капитала из России и уходу капитала «в тень». Что же касается излишней концентрации капитала в «нефтянке» – в чем обычно упрекают олигархов сторонники передела, – дела обстоят не совсем так. По оценкам аналитиков, за последние годы из нефтяной отрасли «вышло» около 5-6 млрд долларов, значительная часть которых была инвестирована в активы других отраслей на территории России.
По мнению экономиста ИК «Тройка Диалог» Антона Струченевского, призывы к повышению налогов на компании нефтяного сектора находится в полном противоречии со стратегией развития страны, предложенной правительством и озвученной Владимиром Путиным в начале года, которая предусматривает снижение налоговой нагрузки. «Конечно, говорилось о переносе налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Но речь шла скорее не о повышении, а об относительном переносе – то есть налоги снижаются во всех отраслях, кроме нефтяной», – сказал г-н Струченевский RBC daily. «Природная рента есть и сейчас, – сказал RBC daily первый зампред правления «Альфа-Банка» Олег Сысуев. – Вопрос, справедлива ли она. А это дело расчетов, причем не только в рамках ежегодного бюджета, но и в рамках бюджетного и налогового кодексов. Что касается сырьевой отрасли, думаю, что налоги на нее достаточно адекватные».
«Что касается налогов: я патриот и хочу, чтобы компании платили налоги вовремя, но с точки зрения бизнеса, минимизация налогов – это нормально, – отметил в беседе с корреспондентом RBC daily аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев. – Ведь менеджеры отвечают перед акционерами за все деньги, которые выходят за пределы компании. Государство может обижаться, но призывать компании к альтруизму бессмысленно. Наоборот, компании должны отстаивать свои налоговые интересы, привлекать юристов, судиться». Антон Струченевский согласен с мнением, что нынешнее налоговое бремя на «нефтянку» вполне адекватно. «Нынешние налоги по силам нефтяным компаниям. Они адаптировались к этой налоговой системе, и она нисколько не мешает их развитию: они быстро наращивают инвестиции, увеличивают производство, – отмечет он. – Не понимаю, зачем повышать налоги. Сразу возникает вопрос: а как это будет тратиться? Ведь государство тратит деньги неэффективно. Ему нужно скорее думать о повышении своей эффективности, чем о том, где бы еще взять денег».
Российских олигархов часто упрекают в том, что они сосредотачиваются на «выкачивании» денег из нефтяных месторождений и не хотят инвестировать в другие отрасли. «Я далек от мысли, что нефтяные компании должны сами инвестировать в другие отрасли экономики, – говорит Дмитрий Царегородцев. – Переток капитала происходит по-другому: нефтяные компании выплачивают большие дивиденды своим акционерам, а те в свою очередь вкладывают эти средства в другие отрасли: в алюминиевые активы, телекоммуникации». А инвестиционная задача нефтяных компаний заключается в поддержке добычи и доразведке месторождений – покупке новых разведанных участков и бурении новых скважин. В мире считается нормой, когда компания обеспечивает прирост запасов на уровне годовой добычи. По словам г-на Царегородцева, у большинства наших крупнейших компаний доразведка превышает 100%. Например, у ЮКОСа она практически компенсирует добычу, у ЛУКОЙЛа доразведка вообще составляет порядка 160-180% добычи. Низок этот показатель только у «Сургутнефтегаза», который приобретает мало новых месторождений. Так что, по мнению аналитика ИК «Проспект», как нефтяники нашикомпании инвестируют нормально.
Между тем, по мнению экспертов, переток капитала идет, причем идет активно. Например, отмечает Дмитрий Царегородцев, «Сибнефть» за последние два с половиной года выплатила около двух миллиардов долларов в качестве дивидендов. ТНК выплатила за три года порядка полутора миллиардов. «Все это средства, которые по определению не реинвестируются в саму компанию, – говорит он. – Таким образом , за последние годы в общей сложности в виде дивидендных выплат из нефтяной отрасли вышло примерно пять-шесть миллиардов долларов». Многие упрекают олигархов в том, что все полученные от «нефтянки» деньги вкладываются в «виллы на Канарах» – иными словами, уводятся за рубеж. Это верно, но лишь отчасти. «Вы слышали о крупных приобретениях за рубежом, кроме клуба «Челси»? Иностранные оффшоры используются скорее как спасительная гавань, – говорит Дмитрий Царегородцев. - Не надо относиться к этому как к проблеме. Там деньги спокойно лежат, за ними не придут люди в масках. Но в нужный момент они возвращаются: за пару недель можно без проблем вернуть в страну пару миллиардов долларов». Реальные инвестиции за рубежом у российских компаний есть, но они не так уж велики: по данным Дмитрия Царегородцева, они составляют всего 20-25% «ушедших» денег. Общий экспорт капитала, по его оценке, составляетпримерно 10 млрд долларов в год. «Но возвращаются деньги тоже очень активно, – отмечает он. – Это отражается даже в официальных данных Центрального Банка».
Однако эта ситуация вполне может измениться в худшую сторону, и мы можем снова стать свидетелями массового и безвозвратного «бегства» капиталов за рубеж – как в середине девяностых. По мнению экспертов, это может произойти в том случае, если государство попытается отнять у бизнеса капиталы или силой направить их в «нужное» русло. «Опыт развития нашей страны показывает, что попытки прищучить крупные компании административными методами проваливаются, и это приводит лишь к росту теневой экономики, – говорит Антон Струченевский. – Бизнес довольно изворотлив – он однозначно реагирует на такие угрозы и находит способы спрятать свои доходы. Очень сомневаюсь, что правительство смогло бы чего-то достигнуть такими мерами. Скорее, это приведет только к оттоку капитала». Кроме того, полагает он, государству не стоит брать на себя излишние обязательства по перераспределению денег – негативные плоды тотально-плановой тактики ведения хозяйства мы продолжаем пожинать до сих пор. «Помимо снижения налогов, должна идти речь о том, чтобы снизить участие государства в нашей жизни, сократить перераспределение ресурсов через государство, которое, как правило, неэффективно, – говорит г-н Струченевский. – «Отнимание» денег может лишь негативно сказаться на имидже России и развитии экономики».
Еще резче о желании властей «рулить» капиталами бизнеса высказываются сами представители крупных компаний. По их мнению, правительству надо заботиться о том, чтобы инвестиционный климат в России стал более привлекательным, и тогда капитал сам «потечет» во все нужные отрасли. «Я взимал бы с наших спикеров за высказывания такого рода штрафы в долях процента от падения рынка, который от их высказываний «легчает», – говорит Олег Сысуев. – Наши политики – популисты, и если они действительно так думают, это печально. Надеюсь, это всего лишь популистские высказывания, связанные с приближением выборов. Они предлагают простые решения – совсем как большевики». «Россия сейчас «беременна» огромным количеством денег. Дело не в том, чтобы перераспределить их, а в том, чтобы сделать экономику инвестиционно привлекательной, – говорит г-н Сысуев. – А пока – абсолютно точно – неуверенность на рынке есть. Она связана с тем, что все может измениться, придут к власти другие – и начнут делить капиталы. Предприниматель должен чувствовать себя уверенно, знать, что его собственность защищена, что лихие прокуроры не будут на него наезжать, что его не будут «прессовать» чиновники на местах. Вот этим я бы и посоветовал заняться нашимзаконодателям».
Ссылки по теме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.