Министр внутренних дел Борис Грызлов воспользовался ростом числа терактов, чтобы расширить полномочия спецслужб. МВД в содружестве с депутатами центристских фракций выступает за принятие поправок в УПК, разрешающих задерживать подозреваемых в терроризме без санкции суда и прокуратуры на месяц. Правозащитники считают, что это откроет дорогу для милицейского произвола, от которого пострадают отнюдь не террористы.
Министр внутренних дел России Борис Грызлов заявил вчера, что в МВД готовятся и могут быть приняты на осенней сессии Госдумы поправки в УПК, позволяющие правохранительным органам задерживать без санкции судов и прокуратуры подозреваемых в терроризме на срок до 30 суток.
Это уже не первая в этом году попытка расширить полномочия правоохранительных органов по борьбе с терроризмом. В феврале Владимир Пехтин ( "Единство") , Вячеслав Володин (ОВР) , Олег Морозов ( "Регионы России") , Владислав Резник ( "Единство") и Павел Крашенинников (СПС) внесли в Думу пакет антитеррористических поправок, в том числе в конституционный закон о чрезвычайном положении. Эти поправки разрешали правоохранительным органам задерживать подозреваемых в терроризме на срок до 30 суток, арестовывать с санкции прокурора, а не суда и судить террористов в других регионах. Для принятия этих поправок требовалось конституционное большинство - свыше 300 голосов. Однако СПС отказался поддержать проект, в результате чего инициатива была обречена.
Так у сторонников поправки возникла идея обойтись без голосов правых, проведя нужное решение поправками в УПК, для принятия которых конституционного большинства не требуется. В результате правые, вместо того чтобы добиться "ограничения прав там, где это нужно [в зоне контртеррористических операций], добьются этого повсеместно", предупреждает центрист. У лидера СПС Бориса Немцова получить комментарий на эту тему вчера не удалось.
Зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков из группы "Народный депутат" считает, что продление срока задержания под стражей для подозреваемых в терроризме - "вполне оправданная мера". "В условиях Чечни даже личность подозреваемого установить не всегда возможно. А разговоры о том, что это наступление на права человека, беспочвенны, ведь это узкий состав преступлений", - поясняет Гришанков.
Сотрудник ФСБ, пожелавший остаться неназванным, говорит, что чрезвычайное положение вводится очень редко, а значит, "для борьбы с терроризмом гораздо лучше, если поправки будут введены в УПК".
А правозащитники опасаются, что спецслужбы начнут задерживать на месяц лиц, не имеющих отношения к терроризму. Член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Соколов уверен, что задержание без предъявления обвинения на 30 суток открывает путь к произволу. "Сам срок задержания без санкции на месяц выдвигается не первый раз, в середине 90-х гг. указом президента Ельцина такой срок был определен для членов оргпреступных группировок, однако органы МВД широко пользовались указом для ареста подозреваемых в далеких от оргпреступности сферах, и указ был в конце концов отменен", - говорит Соколов.
По его мнению, если поправки внесут не депутаты, а президент, то они почти наверняка будут приняты.
Ведомости
Ссылки по теме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.