В последние десятилетия Россия утратила статус мировой супердержавы. Этим воспользовались все: от Соединенных Штатов, до бывших союзных республик. Даже такая спокойная в политическом плане и дружественно настроенная к своему соседу Норвегия стала предпринимать шаги, которые сведут влияние России в полярном регионе практически к нулю. Агрессивная политика Королевства Норвегия в отношение архипелага Шпицберген направлена не только на подрыв экономического состояния наших заполярных регионов, но и ограничение оборонных возможностей России в Баренцевом море.
Наступательная экозащита
Норвегия начала проводить политику постепенного «вытеснения» соседа по архипелагу с конца прошлого столетия, одновременно вкладывая средства в расширение своего присутствия и принимая законы, неудобные для россиян.
Базовым документом, регулирующим правовой режим архипелага Шпицберген, был и остается договор, подписанный 9 февраля 1920 г. Великобританией, Данией, Францией, Италией, Японией, Норвегией, Нидерландами, Швецией, а позднее ратифицированный и Россией. Он признает полный и абсолютный суверенитет Норвегии над Шпицбергеном ,но позволяет остальным странам вести рыболовство в территориальных водах архипелага и дает возможность вести хозяйственную деятельность на его суше. Эти особые условия, так называемый «ограниченный суверенитет», оставляют Норвегии единственную возможность влиять на активность партнеров – оценивать их действия с точки зрения экологической безопасности архипелага.
Именно этой юридической «брешью» воспользовался норвежский стортинг (парламент), приняв в 2001 году, закон «Об охране окружающей среды на Шпицбергене», который вступил в силу летом прошлого года. Уже сейчас половина территории архипелага является с подачи Норвегии природоохранной зоной: три национальных парка, два заповедника, три района сохранения растительности и пятнадцать птичьих заповедников. По заявлению премьер-министра Норвегии, к 2003 г. его правительство рассчитывает в одностороннем порядке значительно расширить природоохранную зону на архипелаге, включив в него острова Медвежий, Рейндален и другие. При этом в планы норвежского правительства входит распространять свою природоохранную деятельность именно там, где расположены перспективные российские месторождения угля.
Закон вводит ряд экологических налогов и сборов, жестко ограничивает загрязнение окружающей среды и определяет, что вся хозяйственная деятельность может вестись лишь с позволения и на территориях, указанных губернатором архипелага (естественно, поданным Норвегии), который может закрыть любой район для транспорта, отклонить проект строительства объекта. Российские предприятия и учреждения на архипелаге уже испытывают постоянный прессинг со стороны местной администрации. Например, по этой причине, российской стороне пришлось отказаться от строительства дороги между Баренцбургом и Коулз-Беем. Администрация Шпицбергена выразила недовольство и планами строительства российской линии высоковольтной передачи. Таким образом, России не дают развивать инфраструктуру своих поселений, в то время, как сами норвежцы активно улучшают условия жизни своих поселков. Естественно, их зона непосредственного влияния выглядит и будет выглядеть при таком отношении гораздо привлекательнее.
Формально расширение контроля со стороны Королевства Норвегии не противоречит парижскому договору, но на практике является действенным оружием против своего основного конкурента – России.
Политическое хозяйствование
Для того, чтобы обозначить свое присутствие на Шпицбергене, правительство СССР пошло в свое время на беспрецедентный шаг: потратило 2,5 млн голландских гульденов для покупки земли у голландской Nederlandske Spitsbergen Kompani N.V. не в госсобственность, а в собственность компании «Арктикуголь». Государственный трест «Арктикуголь», по сей день представляет интересы России на архипелаге.
На Шпицбергене имеется одна действующая российская шахта "Баренцбург", и 2 неработающие - "Пирамида" (законсервирована в конце 1998 г.) и "Грумант" (работы остановлены в 1961 г.). В российском секторе создана обширная инфраструктура с хозяйственными постройками, административными зданиями, жилыми домам, где проживает около тысячи человек.
Давно перестало быть государственным секретом, что содержание угледобывающих шахт на архипелаге – удовольствие дорогое, оправданное скорее политической необходимостью, нежели экономической целесообразностью. К примеру, по некоторым данным в 2000 году на содержание Баренцбурга из федерального бюджета было выделено 5 миллионов долларов. Однако, по словам директора ГУП «Арктикуголь» Василия Гукова, уже через четыре года при нынешнем темпе добычи (350 тысяч тонн угля в год) шахта «Баренцбург» исчерпает свои возможности. Чтобы оправдывать присутствие на архипелаге, в 2008 году необходимо перейти к разработке нового объекта. По идее, им может стать расконсервированная шахта «Грумант». Но в текущем году вместо необходимых на закупку и завоз оборудования 224 миллионов рублей федеральный бюджет расщедрился лишь на 14,25 миллионов рублей, тем самым, поставив под сомнение дальнейшее российское пребывание на архипелаге. Также обстоят дела с другой возможностью развивать хозяйствование в российском секторе – с добычей нефти и газа. У правительства не находится денег, чтобы провести доразведку этих полезных ископаемых.
Рыбное место
И все-таки главным экономическим интересом России на Шпицбергене являются морепродукты. Рыбаки Северного бассейна вылавливают до четверти баренцевоморского улова. В ожидании начала добычи шельфовой нефти, которая «закроет» многие районы для рыболовства, шпицбергенское «рыбное место», приобретает огромное значение.
Попытки Норвегии установить полный контроль над водами вокруг архипелага ведутся уже три десятилетия. Еще в 1977 году королевским декретом в одностороннем порядке была установлена 200-мильная рыбоохранная зона вокруг Шпицбергена, на которой Норвегия фактически установила те же правила, что и в своей национальной экономической зоне. Кроме того, Норвегия оставляла за собой право закрывать районы для промысла – ради сохранности рыбы. Для россиян подобный «сюрприз» означал значительные потери в улове, так как отечественные правила позволяют нам ловить более мелкую рыбу более частым тралом.
Две страны – Канада и Финляндия – признали нововведение формальной хозяйки архипелага. Остальные, и в первую очередь – Россия, указали, что, согласно парижскому договору, суверенитет Норвегии распространялся на шельф лишь в границах территориальных вод архипелага (4 мили). Однако Норвегия на этом не успокоилась. С весны 2002 г. в стортинге периодически поднимается вопрос о расширении территориальных вод до 12 миль ради снижения опасности загрязнения.
Год за годом площадь вод, закрываемых Норвегией для промысла, растет. Так за последние годы вокруг острова Медвежий «запретные территории» увеличились на 40%, а рыбалка разрешена была фактически только в течение двух месяцев. При этом норвежские рыбаки не слишком страдают от такой активной экологической опеки вод архипелага – они здесь изымают всего 4 процента баренцевоморского улова.
Несмотря на то, что официально Россия продолжает воспринимать воды Шпицбергена как открытое море, на практике наши рыбаки испытывают беспрецедентное давление со стороны норвежской береговой охраны. Наиболее громкая история – с арестом траулера «Чернигов» в апреле 2001 года (незадолго до этого норвежцы оштрафовали морозильщик «Корунд», а годом ранее трое суток держали под арестом «Новоскуйбышевск»).
Это переполнило чашу терпения даже у поскромневшей в последнее время российской дипломатии: Норвегии на уровне МИД было указано, что даже в случае нарушений правил рыболовства они не могут арестовывать российское судно с открытом море. По существующим нормам, Норвегия должна была действовать в случае нарушения правил рыболовства по дипломатическим каналам, а не грубой военной силой.
Впервые за последние 15 лет Россия решилась продемонстрировать свою державность и отправила летом 2001 года три пограничных корабля и корабль Северного флота, что мгновенно прекратило изматывающие проверки российских рыбаков судами норвежской береговой охраны. Тем не менее, это практически не исправило положения, поскольку у России на данный момент не существует осознанной политики в рыбном вопросе. Поэтому по-прежнему Норвегия контролирует российских рыбаков в соответствии со своими представлениями о правилах рыболовства, вынуждая суда покидать «урожайные» районы под угрозой ареста.
Наука вытеснять?
Но Шпицберген – это не только уголь, рыба, но и уникальная возможность изучать космос. Обусловлено это наличием полярного каспа - огромной магнитной воронки, раструбом открытой межпланетную среду, вблизи которой силовые линии поля как бы собраны в пучок и могут рассказать о процессах, протекающих в различных областях магнитосферы Земли.
До 80-х годов прошлого столетия норвежские и российские геофизики, геологи, биологи вели исследования на Шпицбергене практически на равных. Далее произошло очевидное: финансирование российской науки практически сошло на нет. Норвежцы приблизительно в то же время сделали основной упор не на малорентабельный уголь, а на развитие науки и туризма.
Специально для координации научной деятельности за Полярным кругом правительством Норвегии был создан Полярный центр окружающей среды, объединивший шесть основных государственных и общественных научно-исследовательских организаций. На самом архипелаге во второй половине 90-х также возникла новая организация - Научный форум Шпицбергена, которая консультирует иностранных коллег, пожелавших открыть финансирование собственных проектов. На данный момент зарегистрирована 570 научно-исследовательских программ, в которых участвуют специалисты из 14 стран.
Практически одновременно, в 1996-1997 годах на Шпицбергене был запущен ряд уникальных научно-исследовательских объектов, построенных Норвегией совместно с другими государствами. Среди наиболее крупных и интересных - станция приема спутниковой информации "Свалсат", построенная на горе Платоберген с участием американского концерна “Локхид-Мартин” и НАСА. Тогда же была возведена мощная радиолокационная станция "Еискат" для исследования ионосферы, принадлежащая одноименной международной организации, в которую входят научно-исследовательские советы семи стран. В середине 90-х был сдан в эксплуатацию норвежский ракетный полигон «Свалрак», откуда запускают ракеты для изучения верхних слоев атмосферы и сбора космической пыли.
Однако, по мнению экспертов, такое бурное научное строительство велось не только в целях изучений тайн вселенной. На самом деле, все научные объекты (ракетный полигон, радиолокационная станции и так далее) могут быть использованы во вполне практических военных целях: чтобы измерять траекторию полетов межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет, запускаемых с российских боевых кораблей Северного флота, отслеживать передвижения наших спутников и судов и т.д. Фактически Шпицберген стал форпостом НАТО в Баренцевом море, под самым носом у России, которая никак не может определиться нужен ей Шпицберген или нет. Если Норвегия и сотрудничающие с ней страны ежегодно затрачивают на развитие науки на Шпицбергене около 5 миллионов долларов, то Россия, на порядок меньше.
Таким образом, становится понятно, что Россия стремительно теряет свои позиции на Шпицбергене. Фактически ее хозяйственная деятельность полностью контролируется различными норвежскими организациями. Развитие же научной (читай, оборонной) деятельности определяется скудным финансированием. Поэтому сейчас как никогда встает вопрос: останемся ли мы в ближайшее десятилетие на Шпицбергене, или будем вытеснены оттуда Норвегией и ее союзниками, в результате чего в очередной раз признаемся в своей несостоятельности как крупного политического игрока на мировой арене…
Павел Риветов специально для FLB
Ссылки по теме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.