Как вы думаете, что роднит Красноярский край с Иркутской областью? Принадлежность к одному и тому же федеральному округу – Сибирскому, ответите вы. Это действительно так, но это еще не все. Их роднит общая беда: и там и там, в кресле губернаторов сидят люди, у которых личные интересы превалируют над общественными. До чего доводят такие метаморфозы и так ясно: люди страдают, авторитет власти падает, нечестные на руку бизнесмены наживают финансовый и политический капитал и т.д.
Красноярский губернатор Александр Лебедь превратил край в поле боя, на котором он уже почти четыре года ведет войну с ветряными мельницами. Результат плачевен – край на грани банкротства, задолженность по зарплате достигла астрономической цифры и т.д.
Иркутский губернатор Борис Говорин, хоть человек и не военный, но тоже не прочь пощекотать себе нервы, а то слишком скучной и пресной видится ему жизнь. В начале февраля в области начались «боевые действия». Губернатор обрушился с резкой критикой в адрес депутатов Государственной думы от Иркутской области, «не защищающих», по мнению губернатора, интересы области в Москве. Заявление, на первый взгляд, совершенно бессмысленное, поскольку буквально несколькими днями раньше иркутским законодателям удалось добиться решения Минфина о выделении области беспроцентной ссуды на выплату долгов по зарплате бюджетникам. Но объяснять причину своего великодержавного гнева господин Говорин не намерен. Да это собственно и не надо делать. Даже самому неискушенному в политике человеку стало ясно: губернатор открыл «охоту на ведьм». Таким образом, он решил разобраться со всеми неугодными ему людьми.
Первой жертвой губернатора должен стать спикер областного Законодательного собрания Виктор Боровский. Вечный оппонент Говорина, все силы приложивший к тому, чтобы местная энергосистема была независимой.
Яблоком раздора между губернатором и спикером стало «Иркутскэнерго» — одно из крупнейших предприятий энергетической отрасли. В год оно способно вырабатывать до 75 млрд. кВт часов электрической и до 50 млн. Гкал тепловой энергии. Данное предприятие не входит в состав РАО «ЕЭС России», что весьма ценно по нынешним временам, так как дает ее владельцу помимо экономических еще и политические дивиденды. На фондовом рынке стоимость акций «Иркутскэнерго» постоянно растёт, поскольку предприятие вполне конкурентоспособно и вырабатывает дешёвую электроэнергию. Легко себе представить, что на такой лакомый кусочек всегда найдется много желающих.
Команда губернатора Говорина долгие годы пыталась заполучить доступ к рубильнику — к реальному управлению АО «Иркутскэнерго». Ведь от стоимости киловатт-часа зависит стоимость тонны алюминия, целлюлозы, бензина, - всего того, что даёт валютную прибыль. В одиночку справиться с этим Борис Говорин не смог и вот тогда то и появился в Иркутской области глава РУСАЛа Олег Дерипаска. Тогда он еще не был здесь хозяином, но очень мечтал им стать. Желание губернатора заработать на акциях «Иркутскэнерго», находящихся в управлении области (читай в личной собственности), совпало с интересами «алюминиевого короля». Поистине неисчерпаемые финансовые и административные возможности, которыми располагал «Русский алюминий», были направлены на то, чтобы поставить «Иркутскэнерго» в нужное «стойло». Для того чтобы их мечта осуществилась, нужно было всего-то ничего - перетрясти руководство акционерного общества, чтобы поставить «у рубильника» своих, надёжных, проверенных, людей. Что, в конце концов, и было сделано. РУСАЛ и СУАЛ провели своих людей в совет директоров «Иркутсэнерго» после чего Иркутская область перешла фактически в их собственность. Губернатор также не остался в накладе. Не без поддержки того же РУСАЛА он был, хотя и со скрипом, но переизбран на новый срок.
Но победа не сделала губернатора добрее. Он затаил зло на своих оппонентов а, имея за спиной поддержку «алюминиевого короля» Дерипаски, Говорин решил, что теперь ему сам черт не брат.
Губернатор намерен «поквитаться» с Боровским как за его критику в адрес областной администрации в связи с дроблением госпакета акций «Иркутскэнерго», так и за прошлогоднюю предвыборную кампанию, в ходе которой законодатели отказали Говорину в поддержке. Тогда губернатор не остался в долгу, публично назвав депутатов «предателями». Правда, теперь вразряд «предателей» попали не толькообластные депутаты. Если верить слухам, вслед за Боровским «чистка» коснется глав исполнительной власти ряда городов области, а также представителей области в Федеральном Собрании. Насколько столь масштабные «боевые действия» укрепят позиции Говорина, сказать трудно. По крайней мере, даже в стане недавних потенциальных союзников губернатора его последние действия вызывают серьезное недоумение.
Что же касается «прихватизации» компании «Иркутскэнерго», то ее итоги весьма плачевны. После смены менеджмента энергокомпании в области впервые за долгие годы начались перебои с электро- и теплоснабжением. Полуразрушено коммунальное хозяйство, рост промышленного производства существенно отстает от прогнозируемого.
Без длинной руки «русалок» не обошлось и в Красноярском крае. Обвинив в провале выборов в Законодательное собрание Красноярского края своих заместителей, Александр Лебедь всех их уволил. Уволить-то уволил, а вот набрать новых что-то не получается. А ведь губернаторские выборы не за горами и надо укреплять авторитет власти, читай авторитет самого Лебедя.
Надо сказать, что Александр Иванович попытался сделать из происшедшего некоторые выводы. Он предложил законодателям утвердить на постах двух первых вице-губернаторов людей не просто местных, а хорошо известных в крае – главу «Сибмашхолдинга» Юрия Коропачинского и руководителя краевого комитета по управлению госимуществом Андрея Фурсу. Наконец забрезжила надежда, что в Красноярском крае появится осмысленная, системная социально-экономическая политика. Но не тут-то было. Впитавшаяся в кровь логика политического противостояния продолжает действовать: 1 февраля депутаты Заксобрания отвергли обе предложенные кандидатуры. Похоже, при этом законодатели руководствовались не только необоримым желанием «щелкнуть по носу» губернатора, но и вполне рациональными, хотя по сути деструктивными, соображениями.
Дело в том, что главная стратегическая цель красноярских парламентариев – не допустить вторичного избрания Лебедя губернатором, тем более что его вероятным соперником будет А.Усс. Приход же в администрацию Ю.Коропачинского и А.Фурсы мог бы изменить положение в крае к лучшему и тем самым увеличить шансы Лебедя на победу.
Политический цейтнот, в котором оказался Александр Лебедь, заставил губернатора поумерить амбиции и пойти на поклон к кому бы вы думали, конечно, к РУСАЛУ.
Губернатор предложил на пост своего первого заместителя новую кандидатуру представителя компании «Русский алюминий» в Красноярском крае Николая Ашлапова. До этого отношения Лебедя с руководством «РУСАЛА», владеющего в крае двумя крупными заводами, не складывались. Скорее всего, губернатор учитывал, что «РУСАЛ», как хорошо известно, в Красноярске, оказывал блоку «Наши» активную финансовую поддержку, и представителям блока в Заксобрании теперь будет трудно голосовать против такой кандидатуры. Ход неплохой, но посмотрим, что будет дальше. Следующее слово за депутами.
Некоторые, правда, склонны видеть в последних событиях в регионах чисто экономические корни. Так, по слухам, отставка помощников губернатора Красноярского края якобы вызвана появлением у Лебедя нового «спонсора» на предстоящих выборах, представители которого будто бы и должны занять ключевые места в его ближайшем окружении.
Что же касается Иркутской области, то в маниакальном стремлении губернатора обезглавить Законодательное собрание будто бы просматриваются интересы «алюминщиков», крайне заинтересованных в сохранении своего влияния в крае. Скорее всего, здесь есть и политика, и экономика. Чего больше - судить вам.
В Красноярском крае губернатор ведет бой не на жизнь, а на смерть со спикером парламента Александром Уссом. В Иркутской области наращивает обороты компания по смещения Виктора Боровского. И в обоих случаях за спинами губернаторов незримой тенью стоит РУСАЛ. Интересно, не правда ли.
Поддержав Говорина на предыдущих выборах, «алюминщики» остались не вполне удовлетворенными. Во-первых, положение Говорина остается весьма шатким, (нынешний губернатор победил с отрывом всего в 2 процента). Во-вторых, перед областью маячит перспектива объединения с Усть-Ордынским Бурятским автономным национальным округом, которая уже в нынешнем году может статьреальностью и привести к выбором нового главы администрации, где шансы Говорина будут крайне низкими. Таким образом, алюминщикам позарез нужно поставить во главе области своего человека. Если верить местным СМИ, такой фигурой может стать директор Иркутского алюминиевого завода Игорь Гринберг, кандидатуру которого на пост нового председателя Законодательного собрания якобы лоббирует руководство СУАЛА.
В случае успеха та же кандидатура якобы будет выставлена и на предстоящих выборах главы областной администрации. В пользу такой версии говорит и тот факт, что в одном из своих недавних интервью сам Говорин не стал отрицать слухов о своей подготовке к «почетной ссылке» в Москву или за рубеж.
А пока идет борьба с политическими оппонентами, социально-экономическая ситуация в обоих субъектах приобретает угрожающий характер. Ситуацию, сложившуюся в Иркутской области, мы уже описали. Очередь за Красноярским краем.
Экономику Красноярья по-прежнему лихорадит, сотни промышленных предприятий находятся в состоянии банкротства. По существу, край живет лишь за счет налоговых отчислений «Норильского никеля». В краевом бюджете прошлого года образовалась огромная дыра, бюджет на этот год не только не принят, но даже не до конца разработан. Болезненно стоят проблемы с невыплатой пенсий и предусмотренных федеральным центром надбавок к зарплатам бюджетников - профсоюз учителей даже официально потребовал начать процедуру отрешения Лебедя от власти. Не урегулированы межбюджетные отношения между краем и входящим в него Таймырским автономным округом.
На сегодняшней пресс-конференции Александр Лебедь заявил о намерении сократить краевой бюджет на 2002 год. По его словам урезание бюджета главным образом коснется Норильска.
По словам Лебедя, потребность в «оптимизации», как он выразился, бюджета возникла из-за уменьшения налоговых поступлений от самого крупного налогоплательщика - Норильской горной компании. Свои проблемы губернатор хочет решить за счет соседей. Непрошибаемая логика неправда ли. Хотя чего еще собственно следует ожидать от военного.
Лебедь рассчитывает, что все жители региона отнесутся с пониманием к необходимости «затянуть пояса». При этом он пообещал, что если главный финансовый документ региона будет освобожден «от излишеств», то край уже в ближайшее время получит субвенции от правительства страны в объеме 3,5 млрд. рублей.
Деньги из Москвы – это последний шанс для Александра Лебедя хоть как-то поправить ситуацию в регионе. Другое дело - даст ли центр эти деньги.
Как бы то ни было, за рамками общественного внимания остается еще один аспект проблемы. Вольно или невольно, действия губернаторов направлены на ослабление той самой вертикали власти, укрепление которой на словах все они горячо поддерживают. Возможно, срабатывает своеобразный инстинкт самосохранения, – ослабляя законодательную власть, главы региональных администраций неминуемо ослабляют и влияние федерального центра, подменяя его своей внешней лояльностью Кремлю. К чему это может привести, хорошо известно.
Екатерина Лыкова
«ПРАВДА.Ру»
О том же самом в английской версии ПРАВДЫ.Ру:
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
Независимая газета:
Завтра:
Комсомольская правда:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.