Разграничение полномочий между Центром, регионами и органами местного самоуправления Владимир Путин объявил главной задачей наступившего года. Столь длинная и витиеватая формулировка режет слух, поэтому назовем ее по простому – вертикаль власти, которую Владимир Владимирович не без успеха выстраивает уже 1,5 года.
Многое что изменилось за это время: Россия была поделена на федеральные округа, в которые были назначены генерал-губернаторы (полпреды) – глаза и уши президента на местах. Они должны были бороться с самоуправством на местах. Задача достаточно большая и не всем по силам. Борьба проходила с переменным успехом для сторон. Где-то как, например в Центральном и Северо-западном округах полпреды практически победили, а где то как, например в Приволжском и Уральском округах пришлось пойти на мировую со строптивыми губернаторами. Не по зубам оказались полпреду Кириенко – Шаймиев и Рахимов, а Латышеву – Россель.
В целом вся работа полпредов за прошедший период свелась к главному: приведению местного законодательства в соответствие федеральному. Худо-бедно, но они с этим справились, хотя сказать, чтобы президент был очень доволен их работой нельзя. Первоначальные задачи ставились гораздо шире, чем они есть на сегодняшний день. Но это все предыстория – вернемся к властной вертикали.
На открывшемся вчера в Государственной Думе первом совещании представителей законодательных органов госвласти субъектов Федерации спикер СФ Сергей Миронов предложил сделать верхнюю палату парламента координатором законотворческой деятельности регионов. По его словам, это будет способствовать единству законодательной системы государства, которая сегодня оставляет желать много лучшего из-за существующих противоречий между федеральными и региональными законами. Миронов призвал присутствовавших на совещании региональных законодателей присылать свои инициативы на Большую Дмитровку, чтобы их там доводили до ума и вносили в нижнюю палату или от имени отдельных сенаторов, или от СФ.
Намек на несостоятельность полпредов президента в этом вопросе или может быть дело совсем в другом.
Все происходило в стенах Государственной Думы, и спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев на правах хозяина немного остудил пыл энергичного Миронова. Он не против самой идеи, но против того чтобы региональные собрания работали напрямую с СФ, минуя Госдуму.
«Это рабочее совещание должно проводиться раз в полгода на базе всего Федерального собрания и проходить попеременно - то в Думе, то в СФ с участием представителей президента, правительства и других субъектов законодательной инициативы», - сказал Геннадий Селезнев.
Что это – ревность к Совету Федерации, который хочет подмять под себя как можно большеполномочий или что-то личное?
То, что Совет Федерации под руководством нового спикера все более активно влияет на законодательную, а, следовательно, на политическую жизнь России не может не тревожить спикера Госдумы. Старый СФ был более аморфным и зачастую номинальным органом, так как сам практически не выдвигал законодательных инициатив, а только их визировал. Иногда, правда, в пику думцам он мог вернуть закон обратно в нижнюю палату, но делал это не часто. При новом спикере ситуация в корне изменилась: новый регламент, много новых комиссий и комитетов и наконец недавнее заявление Сергея Миронова о том что ни один думский законопроект не будет принят без детального его обсуждения членами СФ.
Этот не яркий, но вполне очевидный конфликт руководителей двух палат российского парламента фактически подтверждает подозрения многих аналитиков о намечающейся попытке перераспределения полномочий между Госдумой и Советом Федерации. Хотя и Миронов, и Селезнев постарались опровергнуть эти слухи, назвав их "досужими вымыслами". Спикер СФ заявил, что подобные разговоры ведутся теми, кому не нравится тенденция более тесного и активного сотрудничества двух палат, а спикер Госдумы подчеркнул, что у каждой палаты есть свои, определенные Конституцией и федеральными законами полномочия, и никому не позволено их менять. Согласно статьям 104 и 105 Конституции РФ все законопроекты вносятся именно в Государственную Думу, и уж только потом, после их принятия, они в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Все это так, но не следует забывать о том кто сейчас заседает в СФ – профессиональные лоббисты не чета думским и для них прохождение нужного законопроекта лучше контролировать с самого низа, то есть с момента начала обсуждения той или иной законодательной инициативы на местах. Не нужные будут отсекаться, а нужным постараются дать зеленый свет на всем их пути от законодательных собраний субъекта федерации через Государственную Думу, где у сенаторов много своих людей в СФ.
Вот вам и властная вертикаль. Хотя быть может я сгущаю краски, и все на самом деле не так. Может быть, это делается для того чтобы интенсифицировать работу на местах и центре. Ведь не секрет что Госдума сейчас завалена законодательными инициативами с мест некоторые, из которых дублируют уже существующие законопроекты, а некоторые вообще противоречат основному закону.
Может оно и так, а может пора прощаться с полпредами. Мавр сделал свое дело, мавр может идти.
Дмитрий Чиркин
"ПРАВДА.Ру"
Тема "вертикали власти" выстраиваемой федеральным центром в ближайшее время будет продолжена.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.