Война цен, развязанная собственниками топливно-энергетического комплекса, находится под пристальным вниманием депутатов Законодательного собрания Иркутской области. Обладминистрация пока не делает заметных телодвижений. Оно и не удивительно – не для того олигархи поддерживали на выборах Говорина, чтобы он мешал им стричь купоны.
Сегодня всем понятно, что тарифы на тепло и электроэнергию нельзя рассматривать в отрыве от цены на уголь. По мнению генерального директора ОАО «Востсибуголь» Олега Мисевры, одним из главных аргументов повышения цены на уголь является то, что компания несколько лет этого не делала.
Не исключено, что новые собственники решили поднять цену до средней по России, которая значительно выше, чем в Иркутской области? Возможно, даже, что они скупили компанию именно потому, что есть приличный резерв и цену можно повышать долго.
Олег Мисевра: С энергетиками мы договорились на цену 210 руб на четвертый квартал этого года, а в следующем году цена будет 241,5 рублей за тонну. Для остальных потребителей цена составит 300 рублей за тонну. На уступки я не пойду, потому что уголь должен столько, сколько стоит.
Резкое увеличение цены на уголь Олег Мисевра объяснил необходимостью выхода из кризиса, и износ оборудования, на замену которого потребуется 400 млн. рублей, составил 90%.
И на этом оборудовании они не просто добывают уголь, но еще умудряются и добычу увеличить. Во, какие бравые ребята пришли в Востсибуголь. Уж больно знакомо это все звучит. При этом Олег Мисевра выразил симпатичную мысль, о том, что цена 210 рублей для Иркутскэнерго и 304 рубля за тонну одного и того же угля для муниципалитетов, обоснована.
Симпатичность мысли в том, что восемь миллионов тонн угля для энергетиков, по мнению Мисевры, оптовая закупка. Видимо, полтора миллиона тонн угля для нужд Иркутской области, для перевозки которых нужно 450 составов длиной в 22 тысячи 500 вагонов – это розница, и цена должна быть на 100 рублей дороже.
Кстати, после того, как угольщики «договорились с энергетиками на цену 210 рублей за тонну», ОАО «Иркутскэнерго» решило сократить закупку угля дома, обратилось в Красноярск и даже получило скидку. Областные власти также заявили, что начнут закупки угля в Красноярском крае. Видимо, у менеджеров ОАО «Востсибуголь» все еще играет «пионерская зорька». Ну-ну, в бизнесе уйти легче, чем вернуться, а потеря почти 50% рынка это не шашлыки жарить. Здесь нельзя гнуть пальцы. Конечно, со временем это пройдет, и они станут внимательней относиться к своим партнерам, но… time is money. А пока, чтобы рассчитаться за уголь в связи с повышением цен в 2000 году, в областном бюджете необходимо изыскать дополнительно 250 млн. рублей. Долг муниципалитетов за тепло и электроэнергию составляет 1,3 млрд. рублей, а если Востсибуголь повысит цены, то в бюджет 2002 года необходимо заложить еще 1,5 млрд. рублей на расчеты по обеспечению жителей области теплом. Эта сумма равна бюджетной обеспеченности 500 тысяч жителей, что сопоставимо с численностью жителей таких городов как Ангарск, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Шелехово вместе взятых. Таким образом, в будущем году необходимо будет изыскать дополнительно три млрд. рублей. Где их взять?
Необходимо учитывать, что чем выше будут угольщики поднимать цены, тем выше будет себестоимость тепла, тем ниже платежеспособность Иркутскэнерго, потому что потребители просто перестанут платить. А ведь с первого января, каждый производитель будет обязан платить налоги за отгруженную продукцию, даже если не получил за нее расчет, а также за долги.
Понять компанию «Русский Алюминий» (РУСАЛ), «Сибирско-Уральскую алюминиевую компанию» (СУАЛ), «Группу МДМ» можно. В конце концов, они пришли не о людях думать, а о своей прибыли. Они ведь конкретные парни – плати, и не замерзнешь.
Ударим по монополиям
Конечно, «Группе МДМ» - единственному поставщику угля в Иркутской области, не позволят диктовать условия всем потребителям, потому что это похоже на выкручивание рук. Если в Группе МДМ, считают, что нам некуда деться, то забывают, что государство обязано защищать человека и гражданина.
Сентябрьская сессия Законодательного собрания одобрила депутатский запрос Юрия Фалейчика в антимонопольное управление, налоговую службу и налоговую полицию о пресечении злоупотреблений угольщиками своим доминирующим положением. Комитет по ценам областной администрации направил в антимонопольное управление письмо аналогичное по содержанию.
Территориальное антимонопольное управление уже приняло к рассмотрению депутатский запрос и письмо комитета по ценам. Будет изучена структура себестоимости угля, ее обоснованность и проверена, подпадает ли деятельность Востсибугля под антимонопольное законодательство. Правда, некоторые журналисты высказывают сомнения на предмет качественной работы антимонопольного управления, но это следует отнести уже на их профессиональную и личную добросовестность.
Еще один маленький штрих к портрету Олега Мисевры. На своей первой пресс-конференции в феврале утверждал, что они не станут вмешиваться в региональную политическую жизнь, хотя в социальных программах обязательно будут участвовать. На прошедшей недавно пресс-конференции он так и заявил, что «не играет в политику». Правда, во время губернаторских выборов открыто поддерживал Бориса Говорина, а также активно проталкивал на должность мэра г. Черемхово своего человека. Видимо, господин Мисевра считает это социальными программами.
Не знаю, участвовал ли когда-нибудь Олег Мисевра в большой политике, но его заявление и как бы вскользь брошенная фраза о том, что его подозревают в губернаторских амбициях, и есть «игра в политику». Олег Анатольевич, видимо, не знает, что до него перед нами выступали и другие господа «не играющие в политику». Мы все это слышали много раз.
А пока спасибо господину Говорину за дружественных ему олигархов, которые уже начали диктовать свои условия жителям области.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.