Председатель Совета министров: Добрый день. Сегодняшнее заседание теневого правительства России посвящено проблеме распространения наркобизнеса в России и СНГ и путям выхода из положения, которое уже сегодня можно назвать кризисным. Прошу высказаться министра здравоохранения.
Министр здравоохранения: Начиная с прошлого, 2000-го года в России наблюдается взрывообразный рост распространения ВИЧ-инфекции. До 2000 года количество ВИЧ-инфицированных и больных синдромом приобретенного иммунодефицита, то есть СПИД, исчислялось десятками тысяч, а к концу прошлого года перевалило за 500 тысяч человек. К началу 2002 года таких будет уже миллион. Причем распространение инфекции захватывает все регионы страны равномерно и довольно трудно провести параллель между, допустим, экономическим неблагополучием или, наоборот, благополучием субъекта Федерации, и скоростью распространения в нем ВИЧ-инфекции.
Так вот, 90 процентов вновь инфицированных заразились парэнтеральным, неполовым путем, львиная доля среди них - наркоманы. Никоим образом инфекция, передающаяся половым путем, не может так молниеносно распространяться. Мы, я имею в виду медиков, связываем это с доступностью дешевого героина, который в огромных количествах поступает в Россию и страны СНГ из Центральной Азии. Настоящую эпидемию ВИЧ-инфекции мы наблюдаем в местах лишения свободы, где благодаря специфическим особенностям эпидемиологии, преграды распространению этого заболевания не существует.
Как показывает опыт стран, уже переживших подобное, еще два-три года основной прирост заболеваемости будут давать наркоманы, затем опять приоритет перейдет к инфицированию половым путем, но к тому времени число инфицированных в России составит не менее 10 миллионов человек. Прошу обратить внимание, глядя на эту цифру, каким будет ожидаемое число героиновых наркоманов.
Особой специфичностью отличаются в распространении ВИЧ-инфекции преступные сообщества, в которых, в частности, проституток, для закрепления их зависимости от сообщества, сутенеры сознательно приучают к героину. Весьма показательно, что и в этой среде распространение ВИЧ-инфекции происходит преимущественно неполовым путем, поскольку "профессиональные" навыки здесь включают умение пользоваться средствами защиты, но употребление одного шприца несколькими людьми не является чем-то из ряда вон выходящим.
Именно эти криминализованные сообщества, связанные одновременно с проституцией и торговлей наркотиками, будут в ближайшем будущем определять эпидемиологическую обстановку по ВИЧ-инфекции в России и СНГ.
Я не случайно коснулся СНГ. Украина, не имеющая общих границ с республиками Средней Азии и Кавказа, но в социально-экономическом плане находящаяся в еще более трудном положении, чем Россия, имеет сегодня число инфицированных ВИЧ на душу населения в три раза большую, чем Российская Федерация. Именно на трерритории Украины, в силу экономических обстоятельств, процветает специфический "бизнес" по вербовке и поставке "живого товара" на рынки России и дальнего зарубежья. Таким образом, являясь рспространителями наркотиков, эти сообщества и сами являются перспективным рынком для наркоторговли.
В силу описанных причин бороться с распространением ВИЧ-инфекции сугубо медицинскими методами не представляется возможным. Помимо того, что та система здравоохранения, которая фактически стихийно сложилась на обломках Минздрава РСФСР, не имеет в своем арсенале такого средства борьбы с распространением инфекций, как обязательный диспансерный учет, мероприятия по борьбе с ВИЧ-инфекцией финансируются чисто символически. Так, в бюджете Российской Федерации за прошлый год, в пересчете на доллары, на это было выделено чуть больше 2 миллионов долларов. В отдельных регионах на эти скудные средства печатаются брошюры с элементарными сведениями для групп риска - гигиеническая культура населения сегодня находится где-то на уровне 19 века. Как свидетельствуют врачи, для многих молодых людей самые простые сведения о личной гигиене являются сегодня откровением. Раньше эти навыки приобретались в дошкольных учреждениях, в школе, во время службы в армии, однако деградация системы образования, изменение характера армейской службы и ее далеко не всеобщий характер дали возможность сформироваться огромным группам населения, не охваченным элементарными гигиеническими сведениями. Я не считаю, что развитие наркомании можно остановить одними мерами информационно-пропагандистского, просветительсткого характера. Однако в подавляющем большинстве субъектов Федерации не делается даже этого, местными учреждениями здравоохранения средства, выделяемые на профилактику ВИЧ-инфекции воспринимаются как бесплатная, спонсорская помощь на погашение текущих нужд. Средства используются нецелевым путем.
Отмечу, что когда число ВИЧ-инфицированных достигнет нескольких миллионов человек, то риск случайного заражения неполовым путем и не через употребление наркотиков, например, при медицинских или косметических манипуляциях, станет весьма существенным. То есть никто не сможет быть уверен, что, если он не наркоман и не склонен к случайным половым связям, то "проблема СПИДа" его не касается.
Готовность же нашей страны к подобному развитию ситуации является, на мой взгляд, нулевой.
Во-первых, если учесть, что лечение одного больного СПИД обходится в несколько тысяч долларов в год, то уже имеющиеся на сегодня 500 тысяч инфицированных, когда у них разовьются все клинические симптомы заболевания, исходя из реальных объемов бюджетного финансирования здравоохранения, не смогут получить адекватной медицинской помощи. Не следует ожидать и заметного увеличения объемов финансирования медицины в бюджетах последующих лет, когда число больных будет нарастать по экспоненте.
Во-вторых, наличествует проблема стойкой инвалидизации больших групп населения с потерей трудоспособности, что многократно увеличит нагрузку на социальные фонды. Возможности пополнения которых весьма и весьма ограничены.
В третьих, поскольку исходом всех случаев заболевания является преждевременная смерть, подобное развитие ситуации можно рассматривать и как демографическую катастрофу.
На сегодня требуется координация ряда служб, ведомств и министерств, чтобы проводить осмысленную эпидемиологическую, даже карантинную политику. В частности, требуется жестко ограничить въезд граждан стран СНГ и российских граждан, проживших в этих государствах сколь-нибудь продолжительное время, без обязательного прохождения теста на ВИЧ. Это, в известной мере, ограничит и пересечение границ наркокурьерами, многие из которых сами являются не только наркоманами, но и ВИЧ-инфицированными.
Необходимо восстановить диспансерный учет по всем вензаболеваниям, причем привлекать к работе диспансеров силы МВД и ФСБ. Все, освободившиеся из мест лишения свободы и спецмедучреждений должны быть поставлены на учет в вендиспансеры, вне зависимости от данных теста на момент освобождения, минимум на год. Должны отслеживаться их контакты, и в случае выявления очага заражения, приниматься оперативные меры.
Наша страна перестала производить презервативы (прошу не улыбаться), полностью перейдя на снабжение из-за рубежа этим универсальным средством личной гигиены. В результате ряд групп населения - бездомные, безработные, военнослужащие срочной службы, учащиеся - далеко не всегда имеют возможность приобретать их по рыночной цене. В развитых странах это средство среди подобных категорий граждан распространяется бесплатно. Такая простая мера на самом деле существенно снижает эпидемиологическую напряженность по ВИЧ. Для нас же это - недоступная роскошь.
Я уже не говорю о лекарственных препаратах, препятствующих распространению вируса в организме, о средствах медикаментозного лечения уже возникшей инфекции. В основном мы вынуждены использовать импортные препараты, которые большинству больных не по карману.
Тем более я даже не заикаюсь о перспективыных исследованиях, о создании сывороток и вакцин - все это нами отдано на откуп развитым странам. Таким образом, даже после создания вакцины против вируса иммунодефицита человека еще долгие годы она будет не доступна большинству россиян.
Исходя из этого, мы должэны понимать: нам по карману сегодня только меры эпидемиологического, профилактического характера. В первую очередь - борьба с распространением внутривенно вводимых наркотиков и созданием преступных сообществ, включающих в себя, наряду с распространением наркотиков, еще и услуги, сопряженные с проституцией.
Председатель Совета министров: Благодарю вас. Прошу высказаться министра внутренних дел.
Министр внутренних дел: Сегодня даже официальные лица в МВД констатируют негативные тенденции, сложившиеся в России в области незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Официальные власти признают, что число потребителей наркотиков в РФ в 1999 году достигло 3 миллионов человек. Цифр за 2000 год МВД обнародовать не решилось, хотя прошла уже половина следующего года.
Однако мы знаем, что именно в 2000 году произошло лавинообразное нарастание лиц, вовлеченных в употребление и вообще незаконный оборот наркотиков. И рост этот продолжается в этом году. О размерах этого роста вы можете судить по докладам Минздрава, дающего число ВИЧ-инфицированных на конец прошлого года в 500 тысяч человек и прогнозирующем миллион на конец текущего года. МВД считает, что наркоманы составляют среди них три четверти. Минздрав - 90 процентов. В любом случае эти цифры коррелируют и кратное увеличение ВИЧ-инфицированных дает основание полагать, что сегодня в России по самым скромным подсчетам 10 миллионов человек употребляют наркотики. Через три года мы будеи иметь 30-40 миллионов наркоманов, до 10 миллионов которых будут к тому же ВИЧ-инфицированы. Я не хочу никого пугать, но приход к власти после этого любого правительства навряд ли что сможет изменить к лучшему.
Очень важно, что практически весь прирост этой негативной статистики обеспечивается за счет роста потребления высокоактивных и наиболее опасных наркотиков, в первую очередь героина. Дело в том, что синтетические наркотики группы амфетаминов и достаточно экзотичный для нас кокаин поступают главным образом из Западной Европы, в основном черех Польшу, и они достаточно дороги для того, чтобы стать массовыми.
Иное дело героин, который является наиболее сильным из известных наркотиков, практически моментально вызывает стойкую зависимость. Его цена на внутреннем рынке снизилась в несколько раз за счет поступления из Афганистана через Таджикистан колоссального количества этого наркотика. И если не так давно основная часть его не оседала, проходя транзитом в Европу и Северную Америку, то сегодня потребление его вырастает за год в 3,5-4 раза. Я уже не говорю о числе преступлений, связанных с наркотиками, их число вырасло за последние пять лет в 3 раза.
Сегодня на территории России действуют крупные преступные сообщества, строящие свою деятельность главным образом на транзите и реализации наркотиков. Наиболее закрытыми являются этнические сообщества выходцев из Средней Азии, а также корейцев, китайцев, цыган. Ежегождно привлекается за распространение наркотиков в России более 1000 таджиков, причем по всей территории РФ. Преступные группы распылены по всей территории страны, поэтому рост наркомании наблюдается практически равномерно по всей территории России. Более низкие цифры в отдельных регионах скорее всего являются следствием низкой раскрываемости преступлений, связанных с наркотиками. Я бы хотел отметить, что имеет место целенаправленный процесс создания в России крупного внутреннего рынка наркотиков. И процесс этот является успешным. Так, 60 процентов раскрываемых преступлений в этой области - это преступления, непосредственно связанные с распространением наркотиков внутри страны. Каков объему этого рынка сейчас и каков потенциал его роста?
Афганистан сегодня производит около 100 тонн героина в год, львиная доля которого теперь проходит через Россию, поскольку это наиболее удобный и безопасный путь на Запад.
В позапрошлом году было конфисковано в Росии 60 тонн наркотиков, из которых всего 700 килограммов составлял героин. В прошлом году по неофициальным данным было изъято свыше 100 тонн наркотиков, среди которых героина было уже более тонны. Известно, что задерживается не более 10 процентов наркотиков, поступивших на внутренний рынок. Соответсвенно, емкость нашего героинового рынка сегодня - около 10 тонн. Если полагать, что из 100 тонн афганского героина основная ачсть предназанчена для США, Европы и России, то, сравнивая численность населения этих регионов, получаем, что уже сегодня потребление на душу населения в России и на Западе примерно одинаковое. А теперь прибавьте низкосортные наркотики, часть из которых произрастает непосредственно на территории России, чего в Европе не наблюдается. По всем данным, наша страна оказывается подвержена наркотизации куда сильней, чем страны Запада. Откровенно говоря, мы по незащищенности напоминаем североамериканских индейцев, которых сначала споили дешевым виски, а только потом приступили к методичному вытеснению с принадлежащих им территорий. Нам водка, конечно, нипочем, но перед наркотиками мы оказались беззащитны. Уже сегодня, скажем, на юге Сибири, в Омской области есть районы, где наркотизировано поголовно все население, от стариков до детей. Никакие инвестиции туда уже не помогут, надо полностью заменять население, а "аборигенов" вывозить куда-то в резервации и проводить курс принудительного лечения.
Нельзя сказать, что правоохранительные органы и власть в целом не пытается противодействовать распространению наркотиков. Однако принимаемые меры носят бюрократический характер, неэффективны: создаются органы , фонды, принимаются документы, но все это вязнет в бумаготворчестве. Оперативным работникам, которых, кстати, явно недостаточно для выполнения поставленных перед ними задач, это не слишком помогает.
Судите сами. В сентябре 1999 года была принята программа подьназванием "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту". Создана правительственная комиссия. Образован небюджетный фонд, куда при желании могут перечислять средства все желающие. Однако средств практически не поступает, правительственная комиссия, поскольку никтов ней не является постоянно отвечающим за эти вопросы, просто констатирует факты и дает наставления. А о выполнении программы можно судить по росту наркотической статистики.
В МВД были приняты посильные меры, именно посильные - выделено на данное направление 1000 сотрудников, но за счет перераспределения штатов. Всего в МВД на этом направлении работает 5 тысяч человек. Для сравнения, в одном Нью-Йорке в этой службе наличествует 1500 сотрудников, и они катастрофически не справляются.
Казалось бы, в данном вопросе необходима совместная работа разных ведомств. И бюрократический ответ иметт место: создан Центр межведомственного взаимодействия при МВД. Это, кроме МВД, пограничники, тамодженники и ФСБ. Однако результативность этого центра, похоже, нулевая.
Абсолютно недостаточным является финансирование мероприятий и структур по борьбе с наркотиками. Если в США ежегодно на эти цели тратится 16-17 миллиардов долларов и по мнению их специалистов этого не достаточно, то у нас таких денег не будет, наверно, никогда. Более того, так и не удается полностью получить даже те деньги, что выделяются на это отдельной строкой бюджета. Техническая оснащенность подразделений МВД по борьбе с наркотиками оценивается специалистами примерно на уровне 15 процентов от необходимого. Предусмотрено расходовать в существующих ценах до 2 миллиардов рублей в год, но эта строка хронически недофинансируется, а поступившие средства расходуются не всегда целевым образом.
Безусловно все это демонстрирует полную беспомощность в сочетании с преступноым легкомыслием в данном вопросе. Речь идет ни много, ни мало, о национальной катастрофе, а решения принимаются на уровне борьбы с курением страшеклассников.
Во-первых, необходимо решить проблему реального выделения 2 миллиардов рублей. И контроль как за своевременным получением средств МВД, так и за их расходованием необходимо возложить на самостоятельный федеральныйорган, а не на временно-безответственную комиссию. Руководитель этого органа по статусу должен иметь возможностьучаствовать в заседаниях Правительства РФ и требовать с Минфина и силовых ведомст неукоснительного выполнения программы по борьбе с наркотиками. Этот руководитель должен подчиняться Президенту и более никому. Поскольку существует проблема вовлеченности сотрудников силовых ведомств, государственных чиновников в наркобизнес, обязательно образование пусть компактной, но особой спецслужбы, которая бы самостоятельно занималась борьбой с наркобизнесом, а в случае привлечения соответсвующих ведомств координировала их работу, замыкая управление совместными операциями на себя. Государство должно здесь действовать не просто с жесткостью, но с предельной жестокостью к тем, кто участвует в этом незаконном промысле. Иначе власть в нашей стране просто проиграет в конкуренции с наркобизнесом.
Министр безопасности : Согласно нашим оперативным данным, в Республике Афганистан сложилась ситуация, когда неустойчивое равновесие между движением Талибан и группировкой Ахмад-шаха Масуда может быть изменено в сторону установления полного контроля Талибана над территорией этого государства. Подобное изменение ситуации способно резко изменить конфигурацию, сложившуюся на пространстве бывшей советской Средней Азии, причем в сторону ухудшения геполитической позиции России. В немалой степени это приведет также и к ухудшению ситуации с распространением наркотиков в России и СНГ.
В последние годы Афганистан превратился в крупнейший мировой центр наркоторговли, причем как в области транзита, так и в части производства сырья и переработки его до героина включительно. Количество героина, ежегодно проходящего через границы СНГ из Афганистана оценивается приблизительно в 100 тонн. Цена одного килограмма героина в Афганистане около 900 долларов, в России она колеблется от 6 до 15 тысяч в зависимости от региона и степени очистки. Подобному явлению способствовали как исключительная бедность этой страны, полностью уничтоженное непрерывными войнами народное хозяйство, политическая нестабильность, так и ряд внешних факторов, как то - затруднение транспортировки наркотиков в США и Западную Европу (являющихся по-прежнему главными потребителями наркотиков) из традиционных регионов в Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, формирование крупного рынка в Восточной Европе и бывшем СССР, политическая нестабильность и экономическая отсталость республик бывшей советской Средней Азии.
На сегодня через территорию бывшего СССР налажены наиболее мощные каналы транспортировки наркотиков из Афганистана в Европу и далее. Один из путей, через Каспий, Азербайджан, Грузию и далее либо Черным морем через проливы, либо через Украину, непосредственно не затрагивает территорию России. Другой - через Таджикистан, Казахстан, Поволжье и далее через Белоруссию - не просто проходит через российскую территорию, но и приводит к реализации части товара непосредственно в России, реализуется при непосредственном участии спецслужб, вооруженных сил и МВД, вовлекает в свою орбиту местные и центральные органы власти, банки, коммерческие структуры. Ежегодные доходы лиц, связанных с транзитом наркотиков по территории Таджикистана оцениваются в 100 миллионов долларов или около 1000 процентов прибыли на вложенный капитал.
Ввиду особенностей народнохозяйственного механизма в Республике Таджикистан, валовый национальный продукт этой страны имеет стойкую тенденцию к снижению. Отрасли промышленности, доставшиеся от СССР, подвержены быстрой деградации в силу оттока квалифицированных кадров и отсутствия системы реинвестирования. Также быстро падает и сельское хозяйство республики ввиду крайнего снижения культуры земледелия и узости рынков сбыта сельхозпродукции. Главным источником компенсации падения ВНП является торговля наркотиками и оружием, причем если рынок вооружений стабилизирован по объемам, то на наркотическом рынке наблюдается ускоренный рост, стимулируемый как ростом потребления в России и странах СНГ, так и активным развитием внутреннего рынка в Таджикистане.
Министр по делам национальностей: Тяжелая экономическая ситуация в Республике Таджикистан, падение легального ВВП, деградация промышленности и сельского хозяйства, привели к серьезным сдвигам в политическом раскладе, сложившемся в республике после победы в гражданской войне так называемого "кулябского клана", то есть выходцев из наиболее отсталых, сельскохозяйственных районов юго-запада Таджикистана.
Реально кулябский клан нарушил сложившийся еще в советское время своеобразный принцип разделения властей в Таджикистане между крупными кулябским, памирским и ленинабадским кланами и несколькими мелкими и несамостоятельными группами. Пришедшие к власти кулябцы получили сто процентов дохода с хлопка, алюминиевой промышленности и около 80 процентов от экспорта сельхозпродукции. Также примерно на 80 процентов под их контролем оказался и наркорынок, поскольку около 20 процентов наркотрафика шло через Памир, слабо контролируемый центральным правительством в Душанбе, через Ошскую область Киргизии.
Однако падение ВВП привело к тому, что внутри правящего клана стали образовываться более мелкие кланы, отличающиеся уже друг от друга приближенностью к распределению все время сокращающихся ресурсов. Так, особо выделились: Дангаринский клан (поселок Дангара - родина президента Э.Рахмонова); Бальджуанский клан (кишлак Бальджуан, лидером которого является Изатулло Хайоев, бывший председатель Совета министров, а ныне один из влиятельнейших советников Рахмонова); собственно Кулябский клан и примыкающий к нему Пархарский клан (поселок Пархар, удел второго человека в республике, мэра Душанбе и председателя верхней палаты парламента Мехметсаида Убайдуллаева); Ховалингский клан (поселок Ховалинг). Сегодня единственное, что может их удерживать вместе - это внешняя угроза, поскольку каждый из кланов имеет свой основной источник дохода, но претендует и на что-то, на что может претендовать и другой союзный клан. Так, Бальджуанский клан, ориентированный на тюркоязычный мир, претендует на часть внешнеторговых операций с Турцией. Неспроста именно И.Хайоев, сам имеющий в своих жилах тюркскую кровь, инициировал передачу Демирелю праха Энвера-паши, что является, по мнению местных экспертов, не случайным эпизодом, а несомненным признаком далеко идущих интересов именно на турецком направлении.. Кланы же, подчиняющиеся М.Убайдуллаеву, лишенные контроля за алюминием и хлопком, вынуждены расширять свое участие в наркобизнесе, и без того, благодаря транспортному положению, практически полностью контролируемом именно этой группировкой.
Помимо кулябских кланов следует обратить внимание на Каратегинский клан (Гарм, Комсомлабад), который проявляет тенденцию к усилению. В основном туда входят лидеры Объединенной таджикской оппозиции, Тураджон-зода, Абдулло Нури, Мирзо Джага, возглавляющий сейчас МЧС, председатель таможенного комитета Низомов. Эти два поста дают возможность клану участвовать в незаконном обороте наркотиков и претендовать на лидирующие роли в нем.
С другой стороны некогда могущественный Ленинабадский клан сейчас практически разгромлен и сильно раздроблен. Прежний лидер Абдумалик Абдулладжанов, скорее всего, уже не контролирует ситуацию. Консолидации клана мешают мелките амбиции районных, поселковых, кишлачных лидеров. Плюс к тому социально-экономическая база клана, опиравшаяся главным образом на развитую промышленность и сельское хозяйство бывшей Ленинабадской области, сильно подорвана.
Памирский клан может окрепнуть только в коалиции с каким-то из других кланов, если тот пожелает включиться в новый виток за власть в республике. Второй вариант - это отделение Памира от остального Таджикистана, однако социально-экономическое положение Горно-Бадахшанской области крайне неустойчиво. Фактически все держится на поставках гуманитарной помощи от духовного лидера исмаилитов Ага-Хана Четвертого и доходов от наркоторговли. Нет единства и в руководстве клана - исмаилиты, представленные Советом пиров, ориентируются на Ага-Хана, полевые командиры, в руках которых находится наркоторговля, на "генерала" Салама Мухаббатова, а официальное руководство области пытается вести диалог с официальным Душанбе.
Такое сложное, неустойчивое состояние политической и социально-экономической жизни республики не может сохраняться неизменным в течение длительного времени. С ухудшением экономической ситуации будут нарастать противоречия между кланами. А с дальнейшим уменьшением доходов от легальных секторов экономики будет возрастать роль наркоторговли в формировании доходов населения, а седовательно будет возрастать роль тех кланов и тех лидеров, кто более всего связан с наркобизнесом. Также будет возрастать напряженность в отношениях тех, кто "держит" наркорынок в Таджикистане.
Министр безопасности: Хотел бы добавить к своему выступлению некоторую детализацию прблемы.
По оперативным данным, которыми располагают на сегодня российские спецслужбы (по вполне понятным причинам я не стану детализовать источники), в Республике Таджикистан сложилась прочная, устойчивая связь между преступными элементами, занимающимися наркоторговлей; представителями официальной власти в Душанбе, причем на достаточно высоком уровне; представителями российских вооруженных сил и спецслужб, сосредоточенных в РТ. Причем вовлеченность военнослужащих высокого ранга отмечается не только на местах, но и в центральном аппарате, а также в руководстве округов. Существуют устойчивые связи с афганской стороной, причем как с представителями талибов, так и с людьми Ахмад-шаха Масуда. Налажены отношения с пакистанской стороной, а также с представителями иностранных разведок, практически открыто работающих на территории Таджикистана под прикрытием международных организаций, особенно американской и британской.
На территории Афганистана и прилегающих районах Пакистана сосредоточены не только плантации колнопли и опийного мака, но и лаборатории по их переработке. Примерно 80 процентов трафика идет с территорий, контролируемых Талибаном. Коллектором является Кундуз, откуда с грузами гуманитарной помощи либо нелегальными караванами наркотики через зону ответственности Пянджского погранотряда перебрасываются в Куляб и далее, железнодорожным либо автомобильным (частично авиационным) транспортом движутся через территорию Казахстана в Россию. Казахстан, имеющий общее таможенное пространство с РФ является наиболее удобным местом для "растаможивания" грузов. Зафиксированы случаи незапланированных посадок самолетов ВТА на аэродромах Казахстана, где производится таможенный досмотр, после чего в России разгрузка бортов идет уже без досмотра. Также имеет место инфильтрация лиц таджикской национальности в таможенные органы России на территори Саратовской области, где в таможенных органах большинство составляют именновыходцы из РТ. Именно там находится таможенный терминал, через который проходят железнодорожные грузы из РТ.
Около 20 процентов наркотрафика проходит через зону, контролируемую Ахмад-шахом Масудом, где транспортировка наркотиков идет вместе с грузами вооружений и военной техники по направлению в Афганистан и с грузами техники, подлежащей ремонту в сторону РТ. Причем канал, исполдьзуемый памирским кланом через Ошскую область Киргизии, что облегчалось ранее дислоцированным в Ишкашимском погранотряде контингентом киргизских пограничников, является ненадежным, главным образом из-за активности ФПС России в выявлении наркотранзита, а также труднопроходимостью самой трассы. Главный поток наркотиков идет через зону Московского погранотряда опять-таки на территорию, контролируемою кулябским кланом. Это позволило ряду руководителей РТ, вовлеченных в наркотранзит, усомниться в целесообразности разделения трафика между талибами и афганскими таджиками Масуда. Некоторую роль в этом сыграли посредники из бывших сотрудников американской разведки, сумевших убедить Душанбе в том, что талибы - предсказуемый и надежный партнер, а монополизация ими афганского наркорынка сможет уменьшить себестоимость наркотиков и в ближайшей перспективе увеличить производство.
Министр иностранных дел: Известную роль играет здесь зависимость ряда таджикских руководителей от американских и британских спецслужб, информация о чем регулярно проходит по дипломатическим каналам. Причем если лидеры ОТО практически официально состоят в известных отношениях с западными спецслужбами, то лидеры кулябцев попали под это влияние несколько позже. Показателен пример того же Убайдуллаева, кому приписывается собственность и денежные активы в Майами, что для фигуры такого масштаба невозможно без молчаливого согласия на это ФБР. Это позволяет предполагать наличие сотрудничества указанного лица с официальными органами в США. Для нас выглядит несомненной попытка через корыстные интересы ряда лиц, вовлеченных в преступную деятельность, повлиять на геополитический расклад сил в регионе. Тем более, что при наличии контроля за влиятельными фигурами в Пакистане, Афганистане, Таджикистане, других республиках и частично в Российской Федерации, у определенных сил на Западе может сложиться ощущение полной подконтрольности процессов в Центральной Азии и возможном расширении своего влияния через Талибан.
Также имеется информация о том, что М.Убайдуллаев намеревается стать преемником нынешнего президента Э.Рахмонова. Показателен инцидент между Э.Рахмоновым и Убайдуллаевым, произошедший на глазах у всего дипкорпуса в Душанбе, когда президент Таджикистана весьма резко отреагировал на Убайдуллаева, заявив по-таджикски о том, что он "приваерн" к своему креслу. Причем инцидент дошел почти до рукоприкладства.
Председатель Совета министров: Прошу министра обороны доложить оперативную обстановку на данном направлении.
Министр обороны: По нашим данным, в Генштабе активно муссируется тема прекращения военно-технического сотрудничества с Ахмад-шахом Масудом и признания де-факто полного контроля над Афганистаном со стороны движения Талибан. Естественно, после прекращения военной помощи Масуду, его сопротивление талибам будет ликвидировано в самом ближайшем времени. Ресурсов антиталибской коалиции должно хватить на 3-4 месяца боев.
Решение о прекращении поддержки Масуда уже было практически принято в конце 2000 года, однако министр Игорь Сергеев нашел возможность выйти на президента и предложение не прошло. Но с отставкой Сергеева попытки продавить решение по Афганистану вновь оживились.
По нашим оценкам ликвидация сопротивления талибам в Афганистане приведет к изменению геополитического расклада во всем Центральноазиатском регионе. У нас нет никаких оснований предполагать, что движение Талибан не предпримет попытки распространить свое влияние за границу СНГ.
Будущий театр военных действий представляет из себя краине неудобную для России конфигурацию. Мы имеем растянутые коммуникации; протяженную границу, большая часть которой пролегает по труднодоступным местностям; крайне неустойчивый тыл. В случае агрессии мы будем иметь автономные зоны боевых действий и наличие формирований противника в тылу. Противостоят ему с нашей стороны 201-я мотострелковая дивизия, около 7 тысяч человек, ГПВ в РТ, после сокращения не более 18 тысяч человек, части таджикской армии и президентской гвардии. Для сдерживания внешней агрессии этого явно не достаточно. С другой стороны наличествует плохо вооруженная, но хорошо организованная и фанатически настроенная армия, имеющая неограниченную мобилизационную базу в двадцатимиллионном Афганистане и миллионы потенциальных сторонников в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.
На наш взгляд, попытка "сдать" Афганистан талибам не имеет никакого рационального основания. Нет никаких причин, которые бы помешали талибам после получения полного контроля за Афганистаном направить свои усилия на распространение ортодоксального ислама на государства Центральной Азии. России неизбежно придется в три-четыре раза усилить присутствие своих вооруженных сил в регионе. В первую очередь это касается развертывания минимум двух мотострелковых дивизий, значительное увеличение ударной авиационной группировки, уркепление границы как за счет численного увеличения ГПВ в РТ, так и за счет придания ей дополнительной техники, строительства новых пограничных укреплений.Однако эти меры не дают гарантий безопасности на данном направлении, поэтому в ближайшем времени необходимо будет оборудование еще одной резервной линии обороны по границе с Худжандской областью. Однако прорыв границы и отход на эту линию обороны будет означать не только распад Таджикистана и потерю контроля над большей частью его территории, но и распространение Талибана на территорию Узбекистана, выход его к практически незащищенным границам Киргизии. Это значительно ухудшит положение контнгента российских войск. Потеря же Худжанда будет означать выход Талибана на оперативный простор равнинной части Центральной Азии, не имеющей естественных преград, отличающейся слабой плотностью населения и практическим отсутствием собственных боеспособных вооруженных сил. Такое развитие ситуации будет геополитической катастрофой России.
Председатель Совета министров: Благодарю вас и всех присутствующих.
Завершая наше заседание, должен констатировать неутешительный вывод о неизбежном в ближайшем будущем разрастании наркотической зависимости среди граждан России и столь же неизбежном росте сопряженных с этим социальных последствий.
Вынужден признать также, что коррупция в высших и средних эшелонах российской власти дошла до состояния, когда уже можно проводить параллели с самыми коррумпированными и преступными режимами на планете, а масштаб страны делает это явление беспрецедентным.
Ситуация зашла так далеко, что даже адекватные меры по защите национальных интересов, такие как наращивание военного присутствия в Центральной Азии приведут лишь к росту наркотранзита через территорию РФ, что связано с колоссальным увеличением транспортных потоков, большой неразберихой и малой степенью контролируемости. Задач же укрепления южных рубежей СНГ эти меры, скорее всего, не выполнят.
В ближайшее время Россия столкнется не только с прямой военной угрозой, но и с невозможностью ее реального отражения как по "традиционной" причине отсутствия достаточных материальных, финансовых средств, развала ВПК, так и в следствие резкого сокращения и без того недостаточной мобилизационной базы. Которая, в основном, сократится за счет повальной наркотизацией молодежи призывного возраста и распространением в этой среде сопуствующих заболеваний, которые будут носить характер эпидемии. А это, в свою очередь, неизбежно приведет к популярности идей фундаменталистского ислама среди молодежи, в первую очередь в традиционно мусульманских регионах Северного Кавказа и Повольжья.
В сложившемся положении России не следует надеяться на помощь Запада, поскольку внутренняя ситуация в неизбежностью приближает нашу страну к положению стран-изгоев, и отношение к большой войне в Центральной Азии со стороны так называемого цивилизованного мира будет напоминать отношение к войне между Ираном и Ираком, то есть ни одна из сторон не будет вызывать сочувствия. Надо сказать, что такое положение вещей чрезвычайно удобно Западу, и он будет делать все возможное, чтобы все развивалось именно по этому сценарию. Участие же в конфликте Китая, имеющего аналогичные проблемы в Сицзян-Уйгурском автономном округе, и имеющего свои интересы в Центральной Азии, с неизбежностью отодвинет Россию на второй план и в перспективе приведет к доминированию в регионе Народно-освободительной армии Китая. Это уже прямая угроза дезинтеграции Российской Федерации за счет потери всех регионов восточнее Оби.
Выходом в сложившейся ситуации могут быть только срочные меры, включающие в себя изменение всей политики на центральноазиатском направлении как военного, так и экономического характера. Требуется наращивание экономического присутствия России в Таджикистане, участие РФ в приватизации объектов народного хозяйства РТ, в первую очередь объектов ВПК, осуществление вооруженными силами, дислоцированными в республике, защиты прав российских собственников и возможностей для осуществления ими реструктуризации и подъема производств. Необходимо в самом скором времени сместить структуру ВВП Таджикистана в сторону роста промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимо освободить структуру национального дохода этой республики от наркозависимости.
Необходимо также всемерно поддерживать пророссийски настроенные силы в Афганистане, в первую очередь формирования Ахмад-шаха Масуда, оказывая ему не только военно-техническую помощь, но и экономическую поддержку, стимулируя его к принятию мер по ограничению наркотранзита через зону его ответственности.
Нужно пересмотреть соглашения с государствами СНГ в сторону затруднения неконтролируемого перемещения через границы лиц и грузов, требовать от наших партнеров также устанавливать жесткий контроль за лицами, замеченными в употреблении наркотиков, тем более в участии в наркобизнесе. Этим лицам должен быть закрыт проход через российскую границу.
На российском уровне давно назрела необходимость создания структуры, ответственной за координацию действий спецслужб, МВД, Минздрава, местных органов власти по противодействию распространению наркотиков и сопутствующих им заболеваний эпидемического характера. Необходимо также принятие национальной программы, которой должно быть обеспечено приоритетное финансирование.
Пожалуй, все. Спасибо за внимание.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.