- Как представитель оппозиции, я сейчас нахожусь в сложной ситуации: я полностью поддерживаю действия президента по выстраиванию жизнеспособной структуры государственного устройства России.
Прежняя советская система, выдержавшая испытание Великой Отечественной войной, была достаточно сильной. Эта некая система матрешек: есть самая большая матрешка - центр; есть суверенные республики, которые по Конституции являются суверенными образованиями, при этом входя в состав единого государства; есть автономные республики, которые умещаются внутри союзных республик. Такое государственное устройство могло существовать только при однопартийной системе, КПСС была не столько партией, сколько стержнем, на который нанизывались все эти республики и автономные округа. Все назначения реально осуществлялись и утверждались в Москве, в ЦК КПСС и, если говорить о национальных республиках, то в ЦК всегда особенно тщательно следили за соблюдением национальных представительств при назначении на должности.
С крахом Советского союза эта болезнь суверенитетов, которая оказалась смертельной для Советского союза, органично перешла и на Российскую Федерацию, скроенную по тому же самому принципу.
Двух суверенитетов в одном государстве быть может. Не может быть суверенный Татарстан в составе суверенной Российской Федерации, да еще к тому же в составе суверенного союзного государства Белоруссии и России. Суверенитет – он един и неделим. Суверенитет - это статус целого государства. По отношению же к субъекту Федерации можно говорить только о суверенных правах, например, о суверенных правах Татарстана по разграничению полномочий. Но при этом Татарстан не имеет права объявлять о своем суверенитете, не имеет права на собственную внешнеполитическую или военную деятельность и так далее. Суверенитет не бывает ограниченным. Он или есть, или его нет.
После 1991 года мы живем в государстве, которое по своей конструкции еще более нежизнеспособно, даже по сравнению с СССР. Российская Федерация, при нынешней модели, обречена на развал, даже несмотря на подписание федеративных договоров. Федерация не может быть договорной. Основой любой Федерации является только Конституция, в которой прописываются все нюансы взаимоотношений между центром и республиками. Причем все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами и обязанностями. Не должно быть, так чтобы Татарстан получал льготы по налогообложению, а Орловская или Белгородская область - нет.
При Советском союзе формально этого не было. Формально все республики находились в равном положении. Москва распределяла, сколько кому выделять средств. Узбекистану, Прибалтике, другим республикам давала все равно больше, в том числе за счет центральной части России, но это был вопрос чисто политический. Однако формально, по Конституции все республики были равноправны.
От этой нежизнеспособной, очень опасной для России конструкции надо отказываться. Я поддерживаю президента, который рискнул делать то, на что даже Сталин не решился пойти.
Что я имею в виду? Мина замедленного действия для любого государства – это построение его по национально-территориальному принципу. Жизнь показала, что такие государства обречены на развал. Судьба СССР с его национальными республиками, Югославия, Чехословакия – развал этих стран происходил на наших глазах. В основу Российской Федерации заложен тот же принцип - Татария, Башкирия, Коми, Осетия, Кабардино-Балкария и проч…. С другой стороны, возьмем республику Карелия, где живет 8 процентов карелов, а 92 процента населения – русскоязычные. На каком основании республика Карелия имеет льготы и преимущества, которых нет у соседней Мурманской области?
Я уверен, если мы не перейдем на территориальный принцип построения государства - мы обречены на гибель. Территории должны быть созданы по принципу экономической целесообразности. Например, возьмем регион Поволжье, если все народы Поволжья будут жить в единой губернии (или территории, или Земле - как угодно ведь можно назвать), то никто из них не будет говорить: мы суверенны, тут наша земля, наш народ, давайте делать именно наш язык государственным и проч. Культурную автономию – ради бога, театр, телевидение, школы, книги - тут нет проблем и нет вопросов - это надо. Но никаких приоритетов коренной нации не должно быть. Когда в Якутии, где "титульная нация" чуть ли не треть составляет, нет ни одного главы района русского, только представители коренной национальности - это что? Было бы правильно вместо Якутии создать какой-нибудь Восточно-Сибирский округ. …
Семь федеральных округов, которые созданы сейчас – это слишком мало. Я думаю, должно быть порядка 15-20 субъектов Федерации. Это уже управляемая действенная система. Появляется реальный центр власти в каждом регионе.
С созданием семи федеральных округов Путин начал подбираться к решению этой задачи. Но это решение не оптимальное, потому что слишком крупные регионы. Надо их умельчать.
В то же время, если президент начнет предпринимать дальнейшие шаги, он вплотную подходит к проблеме конституционного кризиса. Ему надо вносить соответствующие поправки в Конституцию.
Вопросов много, в том числе и по поводу того, чтобы глава субъекта не избирался, а назначался. Вдобавок ко всему этих руководителей периодически надо менять, чтобы они не обрастали коррупционными связями.
Я знаю, что эти идеи витают в атмосфере и в Кремле, и в Госдуме. Те люди, которые думают о будущем России, прекрасно понимают необходимость перехода к территориальному делению и назначение глав субъектов Федерации.
Записала Инна НОВИКОВА
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.