7 февраля на сессии областного законодательного собрания Иркутской области должен быть рассмотрен доработанный вариант областного бюджета. Проблема в том, что согласительная комиссия, которая должна была подготовить исправленный вариант к этому числу, так и не была создана.
На предыдущей сессии областного Законодательного собрания, 18 января, депутаты отклонили проект бюджета, предложенный администрацией области и приняли решение о создании согласительной комиссии. Это решение вполне соответствует действующему законодательству, и подобная практика принята в Российской Федерации. Причина для отклонения бюджета – это заключение Контрольно-счетной палаты Иркутской области, а также мнение бюджетного комитета ЗС, которые считают, что занижена доходная часть, и бюджет необходимо сделать более прозрачным, чтобы можно было его проконтролировать.
Депутаты сразу же определили рабочую группу из представителей ЗС в составе 11 человек для работы в согласительной комиссии. Согласительная комиссия должна в течение 20 дней работать над бюджетом, а после рассмотреть доработанный проект на следующей сессии 7 февраля.
К слову сказать, губернатор на сессии, где обсуждался главный финансовый документ области, рожденный в финансовых кабинетах администрации, отсутствовал. Проект бюджета защищали его заместитель Сергей Брилка и начальник финансового управления области Анатолий Козлов. А буквально через неделю в СМИ прошла информация, что Анатолий Козлов подал заявление об отставке. Приводились даже его слова о мотивах ухода с государственной службы: мол, он это сделал после того, как губернатор выразил явное недовольство по поводу отклонения бюджета. В общем, вопрос чести, точнее профессиональной гордости. Однако вскоре г-н Козлов проинформировал общественность, что в отставку не уходит, потому как несет ответственность за бюджет.
Можно предположить, каким будет предстоящее послезавтра обсуждение бюджета в уставшей от политических баталий области. Здесь богатый опыт «конструктивного взаимодействия». Как уже писала ПРАВДА.Ру, председателя заксобрания здесь выбирали шесть раз в течение 4 месяцев.
Вот и сейчас, по состоянию на 5 февраля согласительная комиссия не работает, так как администрация области не направила туда своих представителей. СМИ активно пишут о том, что депутаты задерживают принятие бюджета и призывают народных избранников прекратить "всеобщие народные страдания" из-за отсутствия бюджета. Общественное мнение, под умелым руководством так называемого "административного ресурса» с приближением сессии все больше активизируется. Еще немного, и иркутяне будут готовы выйти на улицы с призывом к депутатам скорее принять бюджет.
В это же время послушные СМИ в популярной форме разъясняют читателям, что губернатор не считает доводы депутатов убедительными, и будет настаивать на принятии бюджета в первом чтении.
1 февраля губернатор собрал совещание с участием депутатов, мэров и руководителей администрации - для того, чтобы прояснить свою позицию. По словам пресс-секретаря Бориса Говорина, администрация не согласна с решением депутатов о назначении согласительной комиссии, ведь бюджет готовили специалисты-профессионалы и они согласовывали его с мэрами, а контрольно-счетная палата некомпетентна в вопросах бюджета, поэтому подготовила неквалифицированное заключение. Это объяснение могло бы быть вполне логичным, если бы совещание о несогласии с созданием согласительной комиссии не проходило за неделю до назначенного обсуждения доработанного варианта бюджета на сессии
И опять - на совещании «у губернатора» губернатор не присутствовал, его проводил вице-губернатор Николай Мельник. Депутаты своего мнения не изменили и настаивают на работе согласительной комиссии. По словам председателя бюджетного комитета законодательного собрания Юрия Рожкова, бюджет в таком виде принимать нельзя. У него есть целая кипа заявок от мэров территорий, которые просят увеличить отчисления в местные бюджеты.
В сообщениях пресс-службы губернатора о результатах проведения совещания, в частности говорится, что губернатор перед работой согласительной комиссии проинициировал проведение совещания, чтобы еще раз убедить принять бюджет в редакции, предложенной администрацией области. При этом дата совещания – 1 февраля, а комиссия должна была работать сразу после сессии с 22 января. Не очень похоже, что администрация пыталась найти общий язык с депутатами.
Кстати, 2 февраля согласительная комиссия должна была закончить работу над проектом бюджета.
К сожалению, в работе администрацииобласти по-прежнему хорошо заметно неумение и нежелание искать компромисс с законодателями. Еще свеж предыдущий конфликт, когда губернатор пять раз пытался провести на пост спикера ЗС своего кандидата. Областной парламент смог, наконец, приступить к работе только после письма группы депутатов Государственной думы от Иркутской области и вмешательства Представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе.
И вот новый конфликт.
Губернатор в очередной раз очень грубо пытается проигнорировать мнение законодательной власти. Теперь, похоже, для него это вопрос более принципиальный, чем даже выборы председателя ЗС. Борис Говорин начал кампанию за проведение досрочных выборов в апреле. Первая инициативная группа по повторному его выдвижению уже создана, хотя официальная дата остается прежней – июль 2001.
Но в любой ситуации, вне зависимости от даты проведения выборов губернатору сейчас необходим именно непрозрачный бюджет, дабы «раздавать слонов» всем социально-активным группам, чтобы держать под контролем различные муниципальные образования и их мэров. Именно поэтому он так упрямо противостоит любым попыткам доработать бюджет. Компромисс губернатору не нужен. В его ситуации компромисс вреден.
Впрочем, о необходимости переноса сроков выборов говорит не только губернатор. Однако, в отличии от Бориса Говорина, депутат Государственной Думы от Иркутской области Юрий ТЕН считает, что выборы губернатора нужно совместить с осенними выборами мэра города. Такое мнение депутат высказал сегодня на пресс-конференции. Он считает, что это сэкономит бюджетные средства и привлечет больший процент избирателей.
Юрий Тен сообщил иркутским журналистам, что он противник досрочных выборов губернатора. «Несмотря на то, что такая практика становится популярной в России, ее цель - вовсе не интересы народа. Это прикрытие, которое так или иначе выгодно действующему губернатору»,- говорит Юрий Михайлович.
«Именно из-за этого (выгоды для действующих губернаторов) делается все это. А не потому, что кому-то надо на дачу идти работать».
А вот что сказал корреспонденту ПРАВДЫ.Ру по поводу конфликта в связи с принятием бюджета другой депутат от Иркутской области Виталий ШУБА :
- Я не могу и не буду вмешиваться во взаимоотношения между исполнительной и законодательной властью области – это только их дело. Но меня волнует другое – в настоящее время в Иркутской области нарушается Закон о процедуре прохождения бюджета. Заложниками ситуации в данном случае становятся жители области.
У депутатов в связи с проектом областного бюджета, как и у федерального, есть два пути – принять или отклонить. Далее, в случае отклонения бюджет направляется на доработку либо к разработчику – в администрацию области, либо на согласительную комиссию. Об этом, в частности, сказано в ст.20 Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области». Статья 18 этого же Закона регулирует деятельность согласительной комиссии, которая создается из представителей двух ветвей власти и которая в течение 15 дней должна доработать и вынести единое решение по проекту бюджета.
В связи с этим, мне совершенно непонятно, как может исполнительная власть не выполнять Закон. Можно, конечно, не соглашаться, но игнорировать – нельзя. Закон должны выполнять все. Он обязателен и для власти, и для граждан. Ведь получается так, что депутаты приняли решение в рамках действующего законодательства, а исполнительная власть не желает этого признавать. Я занимаюсь федеральным бюджетом уже восемь лет, в последней Думе работаю в качестве заместителя председателя бюджетного комитета и председателем бюджетного подкомитета. В моей практике ни разу не было случая, что бы правительство уклонилось от работы в согласительной комиссии – это вполне естественная и разумная процедура. Напротив, Президент и Правительство уважают мнение парламентариев и все разногласия разрешают только с помощью компромисса.
В конце концов, есть другие пути урегулирования спора – депутаты могут отправить проект бюджета со своими замечаниями на доработку в администрацию области. Хотя весь смысл работы согласительной комиссии именно в том, чтобы избежать конфликтов и найти правильное решение.
Главная заинтересованная сторона в принятии областного бюджета - это муниципальные образования, где не принимаются собственные бюджеты. Мэры ждут решения по первому чтению, когда закрепляются основные параметры – доходы и расходы, и распределяются доходы по территориям. Об этом должна думать в первую очередь исполнительная власть и искать компромиссные решения.
Сейчас сделано все, чтобы конструктивное сотрудничество представителей исполнительной и законодательной ветвей власти равнялось нулю. Принятие бюджета здесь грозит перерасти в очередную захватывающую серию противостояния властей «не на живот, а на смерть», как это было совсем недавно. Осталось совсем немного времени, чтобы узнать, будет ли исполнительная власть и на этот раз столь же упорна, добиваясь принятия нужного ей варианта областного бюджета. А самое главное – научил ли ее чему-нибудь предыдущий конфликт с выборами спикера ЗС? Вообще-то маловероятно. Пока же губернатор вплотную приблизился к тем самым старым граблям. Осталось только наступить...
Инна СЕМЕНОВА
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.