Анатолий Баранов: монополист на рынке оппозиционных услуг населению

Седьмой съезд КПРФ никак нельзя назвать "съездом победителей". Слова вождей бодры, видимые одному лишь их глазу перспективы блистательны и воля несокрушима... Вот только объективные показатели скверные. Одно утешает - могло быть и хуже.

Всего год назад партия уступила лидерство в парламенте, оставшись с самой крупной фракцией, но без решающего голоса. А весной - сокрушительно поражение на президентских выборах, когда Г.А.Зюганов не смог выйти даже во второй тур.

Да, по прежнему знамена реют и КПРФ - крупнейшая партия страны, но... Это "но" постоянно висит в воздухе дамокловым мечом.

Почему на фоне промышленного роста, вызванного как небывалым кризисом 98-го, так и умелыми действиями правительства Примакова-Маслюкова, и на фоне вызванного этим ростом оживления в рабочем движении, партия-выразитель интересов трудящихся, монопольно действующая на оппозиционном поле, переживает спад? Ведь все происходящее - азы марксовой науки, а во главе партии - профессора и академики, подвизающиеся именно в области общественных наук?

Но это Большое Почему на съезде не звучит.

Остается нам, давно записанным в отщепенцы, самим анализировать причины и следствия партийных ошибок. Поскольку если причины зарыты глубоко в глубинах руководства партии, то следствия касаются каждого гражданина.

Основа основ коммунистического движения - движение рабочее. Рабочие в руководстве КПРФ представлены Василием Шандыбиным, человеком, безусловно колоритным, но представляющим скорее пародию на пролетариат. Но классовое происхождение, конечно, не главное. Выразителем интересов рабочих может быть и профессор Зюганов, и генерал Родионов, и актер Губенко. Беда в другом - они не ближе к рабочему, чем Чубайс. Последний сегодня даже ближе, поскольку по роду занятий время от времени хоть встречается с трудовыми коллективами. Лидеры же компартии ведут борьбу за дело рабочего класса дистанционным методом. Впрочем, я, наверно, статысячный, кто упрекнул вождей за это, поскольку в одном из предсъездовских выступлений В.Купцов сам признал, что увелекшись парламентскими формами работы, КПРФ "немного ослабила" работу в трудовых коллектьивах.

В переводе с партийно-бюрократического на обычный русский - упустили так, что аж сами в глаза колет.

Конкретный пример - письмо рабочих МИГа Г.Н.Селезневу, переданное секретарю МГК КПРФ Куваеву непосредственно на митинге у Белого дома.

ПРАВДА.Ру, обыкновенно проклинаемая идеологами партии за все мыслимые и немыслимые прегрешения, писала об этом вопиющем факте несколько раз. Однако "Правда" - орган КПРФ, членом редколлегии которой является Г.Селезнев, об этом даже не упомянула - из аппарата спикера в редакцию, видимо, просто не сочли необходимым ничего передать. Не поступило и никакого депутатского запроса, хоть и Куваев, и тем более Селезнев - депутаты. Не писала об этом и "Правда Москвы", которую издает горком партии. Ни звука - на принадлежащем партии радио "Резонанс". Ничего! А ведь речь идет о крупнейшем в России авиастроительном концерне. Но у депутатов, конечно же, были более важные дела. Государственные.

Еще весной, там же, на Горбатом мосту митинговал более скромный завод, занятый выпуском редкоземельных металлов. Люди обращались в оппозиционную прессу непосредственно, приходили в Думу, говорили со "своими" депутатами. Но материал вышел только в ПРАВДЕ.Ру. Почему? Да другим просто не интересно. Вот если бы денег дали... Партия немножко дает, поэтому полосами и разворотами оппозиционные газеты публикуют материалы партийных форумов, интервью и подписные статьи вождей: два-три "эпохальных" документа, и номер сверстан. Можно не содержать корреспондентскую сеть, не работать с рабкорами и авторами. И так ясно - раз на первой полосе статья Зюганова, значит газета оппозиционная!

Партийная печать - второй кит, на котором традиционно держится компартия. Однако принятое на предыдущем съезде решение довести тираж "Правды" до 1 миллиона, разумеется, не выполонено. Но на этом съезде из деликатности никто об этом уже не вспоминает. Главный идеолог партии А.Кравец деликатно обозначил задачи партийной печати так: "Нам необходимо выстроить свой информационно-пропагандистский комплекс. У нас пока есть только его абрис. Есть газета "Правда", есть еженедельник "Правда России". Есть наша региональная печать, которая выходит тиражом порядка 1,5 миллиона экземпляров в месяц. Наши газеты читают, позиция партии доходит до народа... Конечно, на фоне господства наших оппонентов в СМИ этого недостаточно."

Любопытно, что на прошлом съезде, к моменту заступления на должность, тов. Кравец описывал задачи партийной печати точно так же. Что же удалось ему сделать за три года?

Попробуем ответить. Миллионный тираж главной партийной газеты плавно трансформировался в сознании идеологов в мифические 1,5 миллиона суммарного тиража. Цифру эту проверить трудно. Еще трудней определить в ней роль партийной бюрократии и лично тов. Кравца. В общем, "мы пахали".

Зато еженедельник "Правда России" исключительно личными усилиями тов. Кравца доведен до ручки и, видимо, после съезда будет слит с "Правдой" - еще одно решение, при котором сумма обязательно окажется меньше каждого из слагаемых. Первый подобный эксперимент до сих пор преподносится идеологами партии как великая победа в битве за "Правду": в итоге закрытия всех газет, отпочковавшихся от органа ЦК КПРСС, - "Правды пять" с ежедневным тиражом в 200 тысяч экземпляров, "Правды" под руководством В.Линника с ежедневным тиражом в 70 тысяч партия получила в безраздельное пользование газету... с тиражом в 60 тысяч (реально меньше), выходящую 3 раза в неделю. "Правда России", задумывавшаяся как еженедельное приложение ко всем газетам оппозиции и при своем основании имевшая тираж почти полмиллиона экземпляров (выходя внутри "Правды" и "Советской России" одновременно), сегодня выведена в самостоятельное издание и имеет тираж около 20 тысяч.

Относительно стабильное положение "Завтра" и "Советской России" во многом определяется как раз тем, что отражая точку зрения оппозиции, они организационно и юридически самостоятельны. Допусти завтра к себе Чикин или Проханов партийную бюрократию, всех этих кравцов, мельниковых, купцовых - и их издания постигент судьба "Правды".

Фактически основным пропагандистом и агитатором для КПРФ являются НТВ и ОРТ, где ежедневно, хоть и в негативном ключе, поминают Зюганова, а через день и показывают. Откажи антинародный режим ему в поддержке имиджа, и судьба его станет похожа на судьбу Анпилова, Тюлькина, Шенина, Пригарина, Вольдемаровой, Липицкого и множества других, создававших партии-наследники КПСС.

Кто же основной коллективный организатор "побед", если пропагандист и агитатор - антинародное ТВ? Похоже, что администрация президента, больше некому. Ведь без оппозиции нельзя, ширма демократии, воздвигнутая лично Ельциным на месте "железного занавеса", во многом опирается именно на КПРФ, добившейся монополии на "рынке оппозиционных услуг населению", и совершенно очевидно, не без помощи властей.

Во многом в долгу у КПРФ и новый президент, В.Путин - главной угрозой на выборах для него был, конечно, не Зюганов, а "господин никто": неявка избирателей, вот что могло остановить его в битве за Кремль. Но бой с тенью подполковник Путин выиграл, и по-настоящему помог ему именно доктор Зюганов. Не случайно на встрече с сотрудниками местных СМИ в Рязани Г.Зюганов говорит не о создании "собственного" телевидения - оно у него есть, это "Парламентский час", за который бились депутаты-коммунисты несколько лет, получили что хотели и теперь разделяют ответственность за полный творческий провал этой программы. Нет, Зюганов говорит о государственном ТВ, о контроле над первым и четвертым каналами - он знает, что государство в лице администрации президента будет стоять на защите его интересов.

Ктоже стоит тогда на защите интересов рабочих в России?

Как бы это ни было смешно - западные организации вроде "Фонда Эберта", давно выделяющие средства на борьбу русских рабочих за свои права. Их отделения, их эмиссары ездят по заводам и фабрикам всей России, проводят семинары и тренинги по стачечному движению и защите своих прав, работают с профсоюзным активом и формируют собственные ячейки на производстве. Поднимают голову национал-большевики, пока больше занятые правами русских, но уже давно имеющие свои ячейки и на заводах в провинции, куда давно не ступала нога депутата от КПРФ.

Тем временем в провинции давно произошло сращивание верхушки обкомов с губернской правящей элитой. Нередко обкомы имеют помещения прямо в зданиях администраций, получают транспорт и другую помощь - разумеется, в обмен на лояльность. Причем там, где у власти стоят "красные" губернаторы такое сращивание подчас меньше, чем в более либеральных регионах. Исключением является, пожалуй, только Москва - и результат самый плачевный. Столичный обком едва ли не самый слабый в России, не имеет не только ни одного депутата, избранного по округу в Госдуму, но и в местную, Московскую думу не провел за 7 лет ни одного депутата. Списочный состав МГК около 20 тысяч, но реально следовало бы посмотреть на число подписчиков газеты "Правда" в Москве, и сразу станет ясно, сколько коммунистов готовы хоть чем-то помочь "родной" партии. Да, забыл, надо вычесть библиотеки и официальные учреждения. Вот эти 200 человек и есть актив КПРФ в девятимиллионной Москве.

Но на выборах за коммунистов голосует до 20 процентов москвичей-избирателей.

Но по-прежнему сотни тысяч москвичей не получают вовремя зарплату, которая находится ниже прожиточного минимума.

До сих пор в столице нет ни одной регулярно выходящей левой городской газеты.

Возможно, с Москвы и начнется возрождение левого движения в России. Но эта задачка с тремя неизвестными, похоже, не для съезда КПРФ. На съезде все отлично! В стране несколько хуже...

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить