Заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной думы СВЕТЛАНА СМИРНОВА отвечает на вопросы корреспондента «ПРАВДЫ.Ру»
- Светлана Константиновна, некоторые аналитики считают, что нынешняя ситуация в России, имеется в виду закрытие ряда телеканалов, напоминает 37-й год. Действительно ли в России все так страшно?
- У меня нет ощущения, что сегодня мы идем к 1937 году. Проблема в другом - сегодня средства массовой информации не несут никакой ответственности за то, что творят. Мы все знаем, что они формируют общественное мнение. Но всегда ли та информация, которую мы слышим, видим или читаем, соответствует действительности? Я считаю, что сегодня нам далеко до 1937 года.
- Почему наши СМИ во время первой чеченской войны активно помогали противнику, буквально соревнуясь в том, чтобы показать российскую армию в негативном свете
- Здесь идет речь о гражданской позиции некоторых наших журналистов и средств массовой информации. Чувство гражданского долга, патриотизма, должно быть у каждого человека. Некоторые журналисты освещали ситуацию в Чечне, мягко скажем, не в интересах нашего государства. Мне бы хотелось видеть наши СМИ, вне зависимости от того, государственные они или общественные, или созданы на средства олигархов, чтобы они правильно, объективно освещали события и учитывали национальные интересы России.
- Сравните, как в западной прессе освещают события в Афганистане, почему у нас происходит по-другому?
- На мой взгляд, сегодня в нашей стране нет единой государственной политики по отношению к средствам массовой информации. Мы приняли хороший закон о средствах массовой информации в 1992 году. Мы провозгласили свободу слова в Российской Федерации. Но некоторые это поняли как акт вседозволенности. Потому что одно дело - свобода слова, другое - вседозволенность.
Я не могу представить, чтобы американские СМИ высказывались против политики Соединенных Штатов Америки. Любые действия правительства, президента подробно объясняются своим гражданам. Это правильно. В этом плане нам нужно учиться у американцев, как они воспитывают чувство долга, патриотизма, гражданскую позицию у каждого гражданина своей страны.
У нас на сегодняшний день этого нет. Седьмого февраля мы провели Парламентские слушания, посвященные тематике «Государственная национальная политика и средства массовой информации».
Даже на парламентских слушаниях отмечалась тенденциозность в освещении событий. Кроме того, в погоне за рейтингом, за сенсацией мы забываем о самом главном, что мы все живем в России, чьи интересы мы должны защищать.
Если мы хотим поднять нашу страну, то журналисты и СМИ должны пытаться обосновывать политику и Путина, как президента страны, и правительства, почему делается именно так. Но мне кажется, что здесь нужно обвинять не столько СМИ, сколько государство. Оно создает правовое поле, и самое главное, заинтересованно ли само государство в объективном освещении той или иной информации? Насколько государство в целом заинтересовано в стабильности страны.
- Может быть, то, что происходит сейчас в печати, это следствие каких-то разборок между олигархами?
- Чтобы говорить, нужно знать. Я могу допустить, что это было результатом разборок, и то, что в каких-то структурах сидят чьи-то люди. Тем не менее, Правительство в лице Министерства печати, что-то не сделало до конца, не выполнило какие-то действия для того, что бы СМИ и сами себя чувствовали защищенными и несли ответственность за свои действия.
На Парламентских слушаниях выступали члены Министерства печати и информации, в том числе выступал председатель Комитета по информационной политике в Госдуме Андрей Вульф. В его выступлении прозвучало, что у нас нет единой государственной политики в отношении средств массовой информации и необходимы не только внесения изменений в закон о СМИ, но и разработка новых законов.
Сегодня готовится два законопроекта «О государственных средствах массовой информации» и «Об общественных СМИ». Это тоже шаги, которые направлены на создание некой системы отношений государства и средств массовой информации для того, чтобы не было обвинений, что мы идем к 1937 году.
- Как вы считаете, что должно быть прописано в этих законах?
- Мы не должны отказываться от той ориентацию, которую мы взяли - это направление на демократизацию нашего общества. Мы провозгласили свободу слова, это должно быть. Но в то же время должны быть четкие правила игры. Государство и средства массовой информации - все должны знать свои права и обязанности. Прежде всего, это ответственность.
В той же Америке ни одна газета, ни телевидение, ни радио не могут назвать, скажем, чернокожего человека негром. Потому что знают, что упоминания слова «негр» в средствах массовой информации повлечет за собой огромные санкции со стороны государственных органов.
А у нас по многим категориям создаются ярлыки, формируются стереотипы и никто за это ответственности не несет. Поэтому я считаю, что свобода слова - это не вседозволенность, а ответственность за каждое свое слово, за каждый свой поступок.
- Как вы относитесь к тому, что некогда популярная тележурналистка Марианна Максимовская, в своей программе допускает вульгарные частушки в адрес Матвиенко по поводу ее программы о беспризорниках?
-Я могу выразить свое негодование по этому поводу. Как женщина, как мать, я считаю, что это непозволительно. Мы должны высказать свою точку зрения, возмутиться. А мы это принимаем и молчим.
Наша проблема начинается в Государственной Думе. Возьмем лидера ЛДПР Жириновского. Его можно уважать, можно не уважать, но когда он говорит оскорбительные слова в отношении России, те же его коллеги-депутаты, идут и жмут ему руку. Этим мы сами создаем такую ситуацию. И считаем, что если так говорят, значит, это позволено. Самое страшное, что мы сами позволяем с собой так обращаться.
Сегодня если посмотреть наше телевидение и газеты, то создается впечатление, что мы живем в мире насилия, жестокости и порнографии, кругом происходят одни катастрофы. Складывается впечатление, что в нашей стране ничего хорошего не происходит. Мы сегодня формируем культ насилия и страха.
Если вспомнить советские времена, там тоже происходило крушение самолетов и многое другое, но информация давалась не вся. Я не знаю, хорошо это или плохо, но в то же время, все эти передачи, которые мы показываем про автомобильные катастрофы, пожары, убийства. Все это формирует общественное сознание на чувстве подавленности, на чувстве страха. Полноценным гражданин сегодня быть не может. Но в тоже время получается, что мы сами позволяем так собой управлять.
- Как, по-вашему, кому это выгодно? Может быть тем западным странам, которые финансируют наши средства массовой информации?
- Я думаю, что Владимир Владимирович Путин сделал правильно, что не допустил закона, в котором западные СМИ имеют право контролировать наши средства массовой информации. Я сомневаюсь, что сегодня какой-либо стране мира выгодно видеть Россию сильной, крепко стоящей на ногах страной. Они не смогли сломить нас во время Великой Отечественной войны, но сегодня при помощи средств массовой информации, могут легко влиять на умы людей.
- Что бы вы внесли в закон о СМИ?
- Вводить новые статьи, где предусматривается ответственность за разжигание межнациональной, религиозной, социальной розни между людьми. У нас принимается много хороших законов, но зачастую они не выполняется. Это беда для нашей страны, когда мы говорим одно, а делаем другое. Больно смотреть на это.
Хотелось бы, чтобы наше правительство прислушивалось к голосу народа. Я нисколько не снимаю ответственности с себя, поскольку я депутат Государственной Думы. Но приходиться признать, что пока наших усилий не достаточно. Есть такая поговорка, что каждый народ имеет таких правителей, которых заслуживает.
Я верю и надеюсь, что нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину удастся переломить ситуацию в стране и создать такие условия, чтобы мы гордились тем, что живем в Российской Федерации.
Беседовал Илья Тарасов
ПРАВДА.Ру
Ссылки по теме
Росбалт.RU:
Независимая газета:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.