Сегодня в Москве открылось очередное заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Эта организация была создана осенью 2000 года на саммите глав государств в столице Казахстана Астане. В настоящее время в ЕврАзЭС входят пять государств – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Соответственно, президенты пяти государств и собрались сегодня на встречу в Москве.
Впрочем, число участников Сообщества уже увеличилось. По крайней мере, к нему присоединились Молдавия (президент которой также сейчас в Москве) и Украина (президент которой в Москву не приехал). Пока в качестве наблюдателей. Но председатель Сообщества Нурсултан Назарбаев отметил, что Молдавия может стать постоянным членом ЕврАзЭС в самом ближайшем будущем. Про Украину ничего подобного сказано не было, но съехавшиеся в Москву президенты не устают подчеркивать ту важную роль, которую эта страна может сыграть в Сообществе.
Главное внимание в ходе работы Межгосударственного Совета уделялось, в первую очередь, вопросам экономического сотрудничества между входящими в Сообщество государствами. Президент Путин даже сравнил ЕврАзЭС с ЕС, но тут же оговорился, что это сравнение пока «не будет выгодно смотреться для нас». Но, по крайней мере, задана цель, к которой ЕврАзЭС должно стремиться – наладить тесные экономические связи с Европейским Сообществом.
Кроме того, российский президент сообщил на пресс-конференции, которая состоялась после завершения работы Совета, что страны-участницы ЕврАзЭС договорились согласовывать свои позиции в ходе переговоров по вступлению в ВТО. Он сообщил, что все стороны пришли к соглашению о том, что наиболее приемлемыми для всех являются условия, которые "сможет выторговать для себя Россия", являющаяся наиболее "экономически мощным" государством среди участников ЕврАзЭС.
Неудивительно, что главной темой, обсуждаемой в ходе работы Межгосударственного Совета, стали вопросы экономического сотрудничества. Собственно говоря, для этого и собирались. В последние месяцы стало очевидным, что именно торгово-экономические связи должны стать локомотивом интеграционных процессов на территории бывшего СССР. Причем только между теми государствами, которые этого искренне желают. Не случайно число участников ЕврАзЭС гораздо меньше числа государств, входящих в СНГ.
Судьба же самого Содружества Независимых Государств незавидна. По крайней мере, как сообщила «ГазетаСНГ», очередной саммит стран Содружества, который должен был состояться 29-30 мая в Кишиневе, отложен на неопределенный срок. Секретариатом СНГ был подготовлен документ, в котором анализируются причины кризиса Содружества. В нем, частности, приводятся такие данные - страны входящие в СНГ «по сути, стали единодушно проводить не просчитанную на перспективу экономическую политику, основанную на предполагаемых сиюминутных собственных выгодах, практически тем самым попирая свои же договоренности. Результатом этого стало резкое снижение взаимного товарооборота - его доля упала с 79 до 28 процентов. Вместо развития сотрудничества в полную меру заработал принцип «выгадывай сам, разоряя других». В документе подчеркивается, что страны Содружества противодействуют друг другу на международном уровне. «Наглядным выражением этого стало появление «двоек», «четверок», «пятерок». Тезис, что «они - источники дополнительного опыта и укрепляют Содружество - это лишь хорошая мина при плохой игре. ЕврАзЭС, ГУУАМ создают параллельные структуры, свои свободные зоны торговли».
Конечно, можно только посетовать по поводу того, что за 10 с лишним лет своего существования Содружество Независимых Государств так и осталось аморфной структурой, не способной реально повлиять на политические и экономические процессы, происходящие на территории бывшего СССР. Но в нынешних условиях попытки реанимации СНГ вряд ли приведут к созданию чего-то более жизнеспособного, чем нынешняя конструкция Содружества. Слишком велики разногласия между отдельными государствами, входящими в Содружество. Главное же препятствие для придания политического веса структурам СНГ заключается в том, что это никому по-настоящему не нужно. Так что гораздо больше смысла сосредоточить основное внимание на создании более эффективных структур, вроде ЕврАзЭС. О ГУУАМ, куда входят Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдавия, речи не идет. Эта организация создавалась как противовес влиянию России на постсоветской территории и ничего хорошего из этого не вышло. В настоящее время ГУУАМ такая же виртуальная организация, как и СНГ. В конце концов, недаром Украина и Молдавия решили участвовать в работе ЕврАзЭС. И вполне возможно, что Сообщество в ближайшее время пополнится новыми членами…
Как бы то ни было, но практика показывает, что гораздо большую жизнеспособность проявляют те сообщества государств, отношения между которыми базируются на прочных экономических взаимоотношениях. У ЕврАзЭС сейчас есть шанс стать именно таким сообществом. Хотя есть и вероятность того, что и из этой затеи ничего не получится. Весь вопрос в том, насколько искренне государства, входящие в ЕврАзЭС, заинтересованы в развитии сотрудничества. От ответа на этот вопрос зависит, станет ли Сообщество еще одним неудачным интеграционным проектом или все-таки более-менее эффективной и жизнеспособной структурой…
Василий Бубнов
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.