Россия – страна цивилизованного бизнеса. Вопросы у нас уже который год как стараются решать за столом переговоров, а не на «стрелке» с автоматом в руках. Вот только этот налет «цивилизованности» пока еще очень тонкий. Стоит чуть задеть, и он слезает, как позолота с дешевых часов. Вместо «господ» из уст цивилизованных, в общем-то, людей сыплются «лохи», «братаны», а переговоры переносятся в совсем другие места.
Вот зацепили НТВ. Шендерович (культурнейший человек!) сразу же написал письмо Альберту Коху, в котором сообщил: «вам защемили органы». Так и написал. И разослал в редакции газет и на телеканалы.
Нынче зацепили «РусАл» и «СибАл». Аж из Нью-Йорка: на крупные и уважаемые российские компании подали в суд. И сразу же: «Миша-презерватив «поизносился» в американских судах...»
Слезает позолота неудержимо, изнашивается в условиях российской действительности.
Может, действовать, как в народе говорят, - не тронь, оно и не запахнет?..
Кстати, о «Мише-презервативе». Это гениальное творение опубликовано в сегодняшнем «Московском комсомольце» (16.08.2001). И тут же процитировано на официальном корпоративном сайте компании «СибАла».
Немногие, скажу я вам, готовы разместить на сайте своей крупной, солидной фирмы, работающей и на внутреннем и на внешнем рынке что-то там про «поизносился». Для этого нужна определенная сила духа. И воли. Представляете, заходит на сайт возможный партнер, открывает новости о компании и читает…
Два дня назад ПРАВДА.Ру обратила внимание на странное контентное наполнение сайта «Живило.Ру», гиперссылки которого почти на 100 процентов совпадают со ссылками на сайте «Сибирского алюминия». Ясное дело, что приводят они на материалы вполне конкретного содержания: «Живило шантажирует Россию» («Новые известия»), «Хороший Живило — мертвый Живило» («Новая газета»), «Парижские мучения олигарха» («Утро»).
Сегодня к коллекции материалов про Михаила Живило на корпоративном сайте «СибАла» творчески была добавлена история «Миша-презерватив «поизносился» в американских судах...». Творчески, в смысле изменения заголовка в анонсе. Здесь он звучит немного иначе: «Вся сила в плавках». Другое дело, что читателя такое творчество несколько запутывает: что, все просветительские передачи о том, что такое кондомы прошли мимо творческих алюминщиков, которые начинают путать их с.. плавками? О какой тогда цивилизованности вообще можно говорить?
Самое интересное – это сравнить между собой материалы, опубликованные в различных газетах под различными именами. Стиль этих текстов во всех случаях один и тот же, присутствуют характерные речевые обороты, и т.д.
Впрочем, не станем делать скоропалительных выводов, будто все тексты писал один и тот же пиарщик «СибАла» или «РусАла». Читатель сам может ознакомиться с материалами и сделать собственный вывод. Благо дело, «СИБАЛ» предоставил такую возможность, собрав все PR-тексты в одном месте – на своем сайте. Теперь можно спокойно зайти, почитать, подумать, откуда уши растут и, собственно говоря, к кому они относятся.
Похоже, Михаил Живило и примкнувший к нему Джалол Хайдаров сильно зацепили алюминиевых магнатов. Настолько, что в российских СМИ началась чуть ли не истерика по поводу этого очередного нью-йоркского судебного разбирательства. PR, присутствующий на страницах газет и корпоративных сайтах, уже и «черным» назвать как-то неудобно. Скорее так: «оголтелый» он, этакого «красно-коричневого» варианта. Причем, явный, даже не скрываемый. Чего ради «СибАлу» размещать на своем сайте газетные материалы «анти-живиловской» направленности?
Абсурдно, конечно, полагать, что весь поток этого «пиара» (на который сам Живило, кстати, не реагирует, спокойно дожидаясь суда) повлияет на общественноемнение на Западе. Скорее всего, целевая аудитория нынешней кампании – именно население России. А если точнее, то население Кремля и Старой площади. Атака идет по всем фронтам, это видно по изданиям, публикующим материалы – от вполне политизированной, но малотиражной «Парламентской газеты» до миллионной желтой прессы в виде «МК».
Зачем крупному алюминиевому гиганту «РусАлу» создавать в России отрицательный имидж Живило? Ведь, по большому счету, поданный им судебный иск мог бы остаться незамеченным, если бы сам «РусАл» и не раздул из этого события сенсации…
Есть только одна версия, способная объяснить то, что происходит. Алюминщики, несмотря на заверения в абсурдности выдвинутых против них обвинений, сильно боится проиграть суд в Нью-Йорке, результатом чего за второй по величине алюминиевой компании мира может прочно закрепиться репутация «мафиозной». А это уже — из сферы большой политики, международных отношений. Именно американская компания «Алкоа», одна из тех, кто поддерживал Буша на президентских выборах, сильно недовольна тем, что ей не достался Братский алюминиевый завод. Очевидно и то, что решение нью-йоркского суда вполне может оказаться политическим, в пользу Живило и Хайдарова, но которым впоследствии действительно может воспользоваться «Алкоа». В этом опять-таки нет ничего удивительного: совсем недавно подобное же судебное решение фактически было принято и в пользу «РусАла», когда по иску красноярского водителя, владеющего несколькими акциями КрАЗа, был наложен запрет на голосование акциями бывшего хозяина сибирского гиганта Анатолия Быкова. Ну пришли мы уже к коммерческому судопроизводству, что ж тут поделаешь.
Так вот, в подобной проигрышной для себя ситуации «РусАлу» придется обращаться за поддержкой к кому? Правильно, к кремлевским чиновникам, для которых, собственно говоря, и готовятся толстые папки публикаций российских СМИ на тему «шантажа России». Для Владимира Путина, который уже лоббировал на переговорах с Цзян Цзэминем интересы алюминиевых олигархов, чтобы принять решение, чью сторону взять, необходимо достаточное обоснование. Иначе другие олигархи быстро организуют подобную же газетную кампанию, в которой обвинят президента страны в оплачиваемом лоббизме.
Таким образом, ясно, что кампания против судебного разбирательства в нью-йоркском суде направлена прежде всего для российского внутриполитического употребления. Конечно, менее абсурдной она от этого не становится: в любом случае пиар этот уж очень сильно напоминает практику и работу Идеологического отдела ЦК КПСС в период его стремительного разложения. То есть: вся пляска строится от создания образа врага. Сейчас — внешнего. Идея хорошая – поставить Михаила Живило в один ряд с небезызвестной фирмой «Нога». Та с Россией судится, но Россия в своей правоте твердо уверена.
Вот только реализация немного подкачала. Цивилизованный бизнес не выдержал напора. Пришлось переквалифицироваться в управдомы. Впрочем, ПРАВДА.Ру может поставить себе в заслугу хотя бы то, что после первой нашей публикации алюминиевые деньги перестали вкладываться в раскрутку убогого сайта, созданного чьим-то воспаленным воображением. И то хорошо: кое-чему «РусАл» уже начинает учиться в области строительства связей с общественностью. Хотя с другой стороны: вон, опять на презервативы понесло…
Алексей БОГОМОЛОВ.
Ссылки по теме:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.