23 мая в Россию приезжает с визитом американский президент Дж. Буш. Визит весьма важный со всех точек зрения. От того, сумеют ли президенты обеих стран прийти к взаимопониманию, во многом зависит то, каким образом будет строиться внешняя политика России в ближайшие несколько лет.
Главная проблема, стоящая сейчас перед Россией, заключается в реформировании и модернизации экономики. Технологическое отставание России от ведущих стран Запада ни для кого не является секретом. Соответственно, очень трудно подкрепить претензии на одну из ведущих ролей в мировой политике - без достаточно развитой экономики эти претензии ничем не обоснованы. Поэтому главная задача, стоящая сейчас перед российским руководством, заключается в том, чтобы создать условия, при которых можно было бы надеяться на преодоление разрыва в технологическом развитии со странами Запада. Но создать такие условия возможно только путем привлечения иностранных инвестиций. Которые могут предоставить, опять-таки, только ЕС и США. Японию в данном случае в расчет брать не приходится – вряд ли Токио пойдет на увеличение инвестиций в российскую экономику до тех пор, пока не будет решена проблема Курильских островов. К тому же японская экономика сама сейчас переживает далеко не лучший период в своей истории.
В последнее время среди представителей российской политической и бизнес-элиты (точнее, той ее части, которая ориентируется на сотрудничество с Западом) нет единства относительно того, на кого делать ставку - США или Евросоюз. Это обстоятельство подтвердила и прошедшая 18 мая в Москве Международной научно-практической конференции "Новая повестка дня в российско-американских отношениях", в которой приняли участие предприниматель Михаил Ходорковский, посол США в России Александр Вершбоу, депутат Госдумы Владимир Лукин. Участники дискуссии много говорили о состоянии дел в российско-американских отношениях и сошлись в одном – хорошо бы двум странам подружиться покрепче.
Михаил Ходорковский, например, считает, что «на евразийском континенте Россия сможет стать для Америки стратегическим партнером». По его словам, у Соединенных Штатов в Европе "не такой большой выбор партнеров", и так как в настоящее время Европа "неактивно развивается" и опасается конкурировать с Россией, то именно наша страна сможет стать для Америки стратегическим партнером.
Михаил Ходорковский полагает, что у российского и американского бизнеса на сегодняшний день имеется множество совпадающих интересов. Важным для российского бизнеса является предложение вице-президента США Ричарда Чейни о повышении роли России в американской энергетической стратегии. России и Америке, по мнению Михаила Ходорковского, необходимо подписать соглашение о дружбе с предложениями о сотрудничестве в области энергетики, безопасности, торговли, в гуманитарной сфере.
Александр Вершбоу посетовал на низкий уровень товарооборота между двумя странами, отметив, что он сопоставим с уровнем торговли между США и Коста-Рикой. По его мнению, такое положение необходимо менять. Этому может послужить неофициальное соглашение о сотрудничестве между Россией и США, которая, по словам американского посла, будет заключена в ходе предстоящего визита Дж. Буша.
А Владимир Лукин неожиданно резко покритиковал Евросоюз, правда, в неофициальной обстановке. По его мнению, властные структуры ЕС страдают политической «импотенцией» и в отношениях между Россией и США гораздо больше перспектив, чем в отношениях с Евросоюзом. Видимо, это мнение в немалой степени сложилось под влиянием проблем в отношениях между Россией и ЕС из-за Калининградской области. Ведь Брюссель продолжает настаивать на введении визового режима для жителей анклава. И, судя по всему, настоит на своем.
Впрочем, точку зрения Лукина разделяют далеко не все. Например, глава правительства Михаил Касьянов считает, что у России и Евросоюза достаточно много точек сближения. И отношения между ними неизбежно будут переходить в «новую плоскость», которая характеризуется тесным политическим и экономическим сотрудничеством.
Кроме того, многие российские компании нацелены на расширение сотрудничества с ЕС. В их числе, в первую очередь, следует отметить «Газпром», которому вряд ли в обозримом будущем можно рассчитывать, в отличие от нефтяных компаний, на интерес со стороны США. Кроме того, интересы многих крупных российских импортеров, например бытовой техники и электроники, сосредоточены на Европе.
В самом Евросоюзе не стихает полемика относительно перспектив сотрудничества с Россией. С одной стороны, многие политики и бизнесмены убеждены в необходимости такого сотрудничества и его взаимовыгодности. С другой, многие европейцы по-прежнему уверены в непредсказуемости российской политики, которая их настораживает. Ведь Европа географически гораздо ближе к России, чем к Америке.
Конечно, все вышеизложенное является только частью проблем взаимоотношений между Россией, США и Евросоюзом. И говорить о том, что Москва отдает безусловное предпочтение той или иной стороне не приходится. Ведь это движение навстречу друг другу должно быть взаимным, а не односторонним. Кроме того, многие наблюдатели уже неоднократно подчеркивали, что президенту Путину уже приходится сталкиваться с определенным недовольством некоторой части российской политической и военной элиты, которым не нравится его курс на тесное сотрудничество с Западом.
Тем не менее, альтернативы сотрудничеству с Западом пока не просматривается, нравится это кому-то или нет. Причем из чисто прагматических соображений, не столько политических, сколько экономических. Самое же трудное в нынешних условиях – соблюсти баланс интересов между Россией и Западом. От того, насколько умело сделает это российское руководство, зависит место и роль России в мировой политике.
Василий Бубнов
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
Независимая газета:
УТРО.Ру:
Комсомольская правда:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.