Госдума рассмотрит проект обращения к В.Путину о деятельности Римско-католической Церкви на территории РФ
Сегодня Дума рассматривает проект обращения к президенту страны Владимиру Путину о деятельности Римско-католической Церкви на территории Российской Федерации. Документ вынесен на обсуждение депутатом Виктором Алкснисом («Регионы России»). По его мнению, «действия Римско-католической Церкви представляют угрозу целостности» страны.
Речь идет о решении Ватикана от 11 февраля создать на территории России постоянно действующие епархии, в которые преобразуются т.н. апостольские администратуры. Теперь в документах Римско-католической Церкви российская территория официально именуется «церковной провинцией».
Деятельность епархий, согласно тексту обращения, должна быть запрещена (в соответствии с п.2 ст.14 ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях»). Владимир Путин, со своей стороны, должен «дать поручение Министерству юстиции РФ и его территориальным органам внести соответствующие представления в суд о запрете деятельности епархий».
Следует подчеркнуть, что авторы обращения не призывают запретить деятельность Римско-католической церкви в России как таковую. Вместе с тем, ее «действия…свидетельствуют о том, что, несмотря на тысячелетнюю историю христианства на Руси, она по-прежнему считает Россию «духовной пустыней».
«…Но кто были католики в Российской империи?»
Проблеме экспансии Ватикана, взаимоотношениям католического центра с Русской Православной Церковью был посвящен и
Анализируя политику Римско-католической Церкви в отношении России, о.Максим заметил, что Ватикан обосновывает свои действия тем, что католицизм является «исторической религией для России». И сейчас якобы имеет место лишь реализация того, что уже имело место в прошлом (например, в XVIII-XIX вв.).
«Действительно, на историческом пространстве нашего государства в последние века его бытия (в XVIII, XIX, отчасти в XVII веке) проживало множество католиков – много миллионов. Но кто были эти католики? Это были жители царства Польского, жители Литвы, а также (не очень значительное число) немцы, компактно проживавшие в Поволжье. Они были организованы в соответствующие епархии. Российское веротерпимое государство никак не препятствовало им в реализации их религиозных нужд, в том числе, в организации епархиальных и иных структур… Конечно, по отношению к этим людям можно было бы говорить об исторической преемственности структур католической церкви, но если бы границы Российского государства соответствовали границам Российской Империи до 1917 (или хотя бы 1914) года… Но разве Польша теперь – это Россия? Или даже государство, находящееся в России в одном геополитическом союзе? Разве Литва сегодня – не независимое (и постоянно настаивающее на своей независимости) государство? Разве в Поволжье, со времен «кремлевского горца» у нас осталось сколько-нибудь приметное компактное поселение немцев, исповедующих католицизм? Вблизи Казахстана их определенно нет, да они все, кажется, и вернулись уже на свою историческую родину! Наконец, те костелы, которые наше веротерпимое Отечество разрешило (и отчасти помогло) строить польским бунтовщикам, сосланным в Иркутск, Новосибирск и другие города Сибири, - разве они теперь окружены многочисленными потомками поляков, исповедующими католицизм, которые живут в этих городах?»
Об «оптимистических» подсчетах числа российских католиков
С иронией говорит о.Максим о тех «фантастических сведениях о числе российских католиков», которые приводят католические источники. Допустим, если несколько лет назад через представителей СМИ распространялись цифры в 50-60 тыс. человек, то сейчас Тадеуш Кондрусевич на своих пресс-конференциях и в пресс-релизах говорит уже о «примерно 500-х тысяч человек». (Некоторые же западные издания, со ссылкой на Ватикан или католические структуры в РФ, приводят цифры даже под миллион человек. Например, “Die Welt” от 16 апреля – 1 млн 300 тыс).
Однако, как замечает о.Максим, подобныйрост – за5-7 лет в 10 раз– совершенно нереален! Кроме того, где вмещаются эти полмиллиона католиков? Если взять даже общее число в России католических приходов, или «мест для молитвы» - католики приводят цифру 108, хотя и она завышена - и поделить 500 тыс. на сто, то получается, что каждое место для молитвы имеет пять тысяч прихожан. "Но где, хотя бы в среднем, такие католические приходы в России?" И не следует забывать, добавляет о.Максим, что 108 «мест для молитвы» - это не только храм или часовня, но и «квартира, купленная на немецкие, польские или американские деньги», в которой мессу могут совершать лишь две-три францисканские монахини и приходящий к ним священник…
«Понятно, что речь идет не о статистике реальных католиков, а о подходе, сходном с тем, который недавно высказал представитель другой, традиционной для России религии, мусульманства. Недавно в телевизионной беседе с митрополитом Кириллом муфтий высказался о том, как мусульмане подсчитывают свою численность. И он сказал, что они записывают в мусульмане все народы, этнически к мусульманам принадлежащие. Так и сказал: «Все татары, все башкиры – они все верные, все мусульмане!» Но я так полагаю, что Тадеуш Кондрусевич пользуется даже не такого рода подсчетами, а еще куда как более «оптимистическими». Наверное, все граждане России, у которых можно в третьем или четвертом колене проследить этнические католические корни (у кого бабушка полька, прадедушка немец, троюродная тетка – из Литвы), все они дают эти фантастические пятьсот тысяч или в три раза более нереальные – миллион триста тысяч.»
«И это – исторические корни?..»
Обращаясь к истории, православный священник приводит, в частности, резолюцию митрополита Московского Филарета (Дроздова) от 1857 года, связанную с прошением (или «домогательством», по словам Филарета) московских католиков об открытии кафедры католического богословия при московском Университете. Владыка Филарет замечает, что «римские католики всех сословий, живущие в Москве, составляют 578 душ мужского пола». «И это – исторические корни?» - замечает о.Максим.
В свою очередь, в начале XX века Петр Николаев, юрисконсульт Православной Церкви в Польше и автор книги «Восточный вопрос», приводит мнение самих же русских католиков об их численности к тому моменту:
«Что касается числа католиков в России, в эту предвоенную и предреволюционную эпоху, то нелегко его определить. Единственно, что можно сказать, что было сотни две сознательных католиков (в Санкт-Петербурге), не считая тех, которые переходили в католичество в разных местах Империи, побуждаемые к этому внешними причинами, чаще всего – вступлением в брак с католиками».
«Таковы исторические корни римского католицизма», - подводит итог о.Максим.
Сегодня на Западе христианство "практически побеждено"
Да и «что может принести сегодня на Русскую Землю» Римо-католическая церковь, католические миссионеры?» - задается вопросом о.Максим. То, каким «успехом» сейчас пользуется католичество, убедительно показывают и статистические данные, относящиеся к Римо-католической церкви в странах Западной Европы, и цитаты самих католических проповедников, которые приводит о.Максим. Ситуация, действительно, далеко не благополучная.
«Католический епископ Вестминстерский, кардинал Марфео Коннер, глава католической церкви в Англии , в 2000 году сказал буквально следующее: «В сегодняшней Британии христианство практически побеждено». Надо сказать, что в этом признании упадка церковного, в том числе, и католического влияния на Британское общество он не был одинок: подобные голоса раздавались и до того. Согласно официальной статистике, за период с 1989 по 1999 год католическая церковь в Англии потеряла 490 тысяч прихожан… Не там ли открывать новые епархии и приближать Церковь к народу? Между тем, число мусульман в Британии уже достигло около двух миллионов, и они-то регулярно посещают мечети и отличаются высоким уровнем религиозности. Не там ли миссионерствовать – среди не-христиан?..»
Однако «миссионеры»-католики рвутся в Россию. Далее:
«С 1990 по 2000 год число католических пастырей в одной только Франции сократилось на 12 тысяч человек.Лишь один из десяти священников – моложе сорока лет, в то время как каждый третий из них – старше шестидесяти пяти. Воспроизводства священнослужителей практически не происходит. Число католических семинаристов на всю многодесятимиллионную Францию – 165 человек! Средняя провинциальная семинария Русской Православной Церкви больше дает семинаристов, чем вся католическая Франция, монарх которой когда-то носил титул «христианнейшего государя Европы»… Католический богослов, известный публицист Эмиль Пула, пишет о ситуации католической церкви во Франции: «Католическая церковь во Франции превратилась в пустыню. И хотя в этой пустыне еще теплится какая-то жизнь, и то тут, то там возникают слабые ростки, она уже никогда не станет цветущим садом».
Похожая ситуация и в других странах Западной Европы:
«…И в Германии католическая церковь испытывает серьезные проблемы. Так, в 1992 году от католиков ушло 190 тысяч человек. За 1990-1996 гг. воскресные службы перестал посещать каждый пятый католик… Австрия… В стране с 8-миллионным населением, большинство которого составляют номинальные католики, за 2000 год из католической Церкви ушли 43 тысячи 632 человека, и только 3 387 присоединились к ней. Это был самый высокий показатель выхода из католической Церкви в Австрии с 1959 года, с тех пор, когда там начали вести подобную статистику. Италия… Оплот римского католицизма. Его родина. Тем не менее, в Италии за последнюю четверть столетия количество священнослужителе уменьшилось с 260 тысяч до 210 тысяч. На 50 тысяч за 25 лет – более чем две тысячи священников в год!.. В Голландии , как мне пришлось узнать и услышать, только 30 человек на всю Голландию учатся на то, чтобы стать священнослужителями – в стране с многомиллионным населением! Не туда ли католикам естественно было бы обратить свои главные пастырские попечения?»
«Восток – вот содержание жизни сегодняшнего дня для Рима»
Пример же Русской Православной Церкви свидетельствует об обратном: пережив тяжелейшую эпоху гонений, она, тем не менее, открывает храмы и монастыри, прихожанами (и активными прихожанами!) становится множество молодых людей, постоянно растет число молодых монахов. «Скорее, - замечает о.Максим, - нужно припасть к нашей Церкви-мученице и поучиться тому, как она восстает и помочь ее деятельности. Нет же!»
Уже упомянутым Петром Николаевым, почти столетие назад, было верно подмечено:
«На Западе все кончено. Для католичества – холод и пустыня. Восток – вот содержание жизни сегодняшнего дня для Рима. Русскими душами и русскими средствами, а в грядущем – и национальными силами русского государства, всегдашнего хранителя Церкви, думает Рим восстановить свои силы и свое величие. В этот страшный час Рим в тоске взывает к Промыслу Божию о спасении России – для себя. В этом все содержание политики Рима в русском вопросе» («Восточный вопрос»).
Настоятель Церкви св. муч. Татианы призывает всех честных католиков, «особенно тех, кто считает себя католиками из россиян», задуматься над этим.
Сергей СТЕФАНОВ,
ПРАВДА.Ру
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
Известия.Ру:
Независимая газета:
Радонеж:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.