В начале прошлой недели Рамсфелд посетил Кабул и встретился там с руководством временного правительства Афганистана. Затем по пути в Ашхабад он сделал краткую остановку в Герате и встретился там с губернатором провинции Герат Исмаилом Ханом, который фактически управляет несколькими афганскими провинциями на западе Афганистана, граничащими с Ираном.
После поражения талибов и создания временного правительства в Афганистане Исмаил Хан, давний правитель Герата, смог снова восстановить свою власть в этой провинции и распространить свое влияние на соседние провинции, имеющие общие границы с Ираном. Американцы прямо и косвенно давали понять губернатору, что они не довольны его политикой. Больше всего их беспокоят хорошие отношения Исмаила Хана с Ираном. Вашингтон, который давно мечтал о своем господстве в Афганистане, считает Исмаила Хана серьезным препятствием в деле проведения своей политики в этой стране, в особенности в западных районах, которые граничат с Ираном. Для Белого дома очень важно обеспечить для себя наиболее надежное присутствие именно в этих районах Афганистана.
Исмаил Хан с самого начала иностранного присутствия, в особенности американского, в подконтрольных ему провинциях выражал свое негативное отношение к этому факту. Он прямо говорил, что афганцы сами могут обеспечить безопасность в этих районах и нет никакой необходимости в присутствии здесь американских военных. Одновременно с этим он подчеркивал, что если возникнет необходимость в американской помощи, афганцы попросят американцев об этом. Такая позиция Исмаила Хана наряду с его дружественными отношениями с Тегераном вызывает у американцев злобу и раздражение. Они прилагали усилия к тому, чтобы спровоцировать пуштунов южных районов Афганистана, в первую очередь правителя Кандагара Гольагу, на боевые действия против Исмаила Хана и таким образом раз и на всегда решить при поддержке Гольаги проблему Исмаила Хана. Однако Гольага сам был озабочен своей властью в Кандагаре, на которую претендовали несколько его конкурентов, поэтому он не мог вести такие широкомасштабные действия. С другой стороны, такого рода столкновения могли бросить тень на заявления Белого дома об установлении мира и безопасности в Афганистане и вызвать серьезные сомнения у мировой общественности в эффективности американской политики в Афганистане и во всем регионе. Не было, конечно, полной уверенности и в том, что Гольага сможет быстро и без особых хлопот свергнуть Исмаила Хана. Если бы ему это не удалось или если бы его действия привели бы даже к обратному результату, проблемы Вашингтона в Афганистане возросли бы в несколько раз.
Отказавшись от своих первоначальных планов, американцы развернули широкую пропагандистскую кампанию против Исмаила Хана. Специальный представитель Буша в Афганистане Халилзад прямо называл Исмаила Хана нежелательным элементом. Он обвинял губернатора провинции Герат в получении широкой военной помощи из Ирана. С другой стороны, не было справедливого отношения к Исмаилу Хану и со стороны временного правительства. Ему не было предложено ни одного важного официального поста, в том время как менее влиятельным и менее способным полевым командирам предлагались важные и ответственные должности.
Исмаил Хан стойко переносил такое к себе отношение. Он проводил разумную политику и старался разрядить напряженность. В конце концов в Вашингтоне поняли, что продолжение подобной политики в отношении Исмаила Хана может привести к тому, что он станет новым Шах Масудом. Если Исмаил Хан будет действовать не в интересах Белого дома, американцам будет причинен невосполнимый ущерб и они не смогут достичь своих целей в регионе. Именно поэтому, несмотря на все обвинения в адрес Исмаила Хана и несмотря на враждебность по отношению к нему, Буш направил на встречу с губернатором провинции Герат одного из своих министров.
Нет никакого сомнения в том, что Рамсфельд уговаривал Исмаила Хана сразу же порвать всяческие отношения с Ираном. Взамен он предложил астрономические суммы материальной помощи. Наверняка американский министр повторил все обвинения и угрозы в адрес Исмаила Хана и поставил его перед выбором одного из двух вариантов. Рамсфельд прибыл в Герат для того, чтобы сначала подкупить этого полевого командира, старого друга Ахмеда Шах Масуда, а затем пригрозить ему решительными действиями. Американцы хорошо знают, что все обвинения, касающиеся необычно тесных отношений Исмаила Хана с Ираном, не имеют под собой реальной почвы и не соответствуют действительности. Америка нуждается в преданном ей правителе в приграничных с Ираном афганских провинциях. Ей не нужен такой независимый в суждениях и самостоятельный губернатор, каким является Исмаил Хан. Будущее покажет, насколько успешной была поездка Рамсфельда в Герат.
Ссылки по теме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.