Специальный представитель Ирана по делам Каспийского моря Мехди Сафари сказал, что до тех пор, пока не будет определен правовой статус Каспийского моря, должен оставаться в силе нынешний правовой статус, предусматривающий контроль над деятельностью сторон в зоне Каспия, а прикаспийским государствам следует воздерживаться от односторонних и подстрекательских действий, которые наносят ущерб интересам других государств.
В интервью корреспонденту ИСНА Мехди Сафари сказал, что режим совместного использования ресурсов Каспийского моря представляется наилучшим вариантом для обеспечения долгосрочного соблюдения интересов всех прикаспийских государств. Принимая во внимание соглашение сторон о том, что любые решения, касающиеся определения правового статуса Каспийского моря, принимаются в случае согласия всех прикаспийских государств, Иран объявил, что если другие страны выступают за раздел Каспия, он также согласится с пропорциональным разделом Каспийского моря. Вполне очевидно, что при таком разделе доля Ирана будет составлять 1/5 часть.
Говоря о результатах совещания в Ашхабаде, Мехди Сафари сказал, что сама атмосфера совещания и присутствие на нем высших руководителей – все это свидетельствовало о заинтересованности сторон в продолжении переговоров и решении проблем Каспийского моря. Участники совещания выступили за продолжение переговоров и подтвердили необходимость урегулирования каспийского вопроса путем проведения совместных консультаций и принятия решений по правовому статусу на основе общего согласия сторон.
Другой вопрос, который обсуждался на совещании в Ашхабаде, был связан с необходимостью решения проблем Каспия самими прикаспийскими государствами, без иностранного вмешательства, а также с необходимостью воздерживаться от односторонних шагов, в особенности в тех районах, вокруг которых ведутся споры. Кроме того, на совещании было заявлено о недопустимости военного присутствия третьих сил в Каспийском мире. Мехди Сафари отметил, что, конечно, высказывались и другие мнения. В качестве примера можно привести разногласия между Туркменистаном и Азербайджаном. Последний считает, что он имеет право вести разработку нефтяных месторождений в некоторых районах, на которые претендует Туркменистан, который в свою очередь считает, что эти районы принадлежат ему. Президент Туркменистана предложил даже передать вопрос о разногласиях его страны с Азербайджаном на рассмотрение в международные организации. Или еще один пример: Россия настаивала на том, чтобы военное присутствие третьих сил в Каспийском море не допускалось, а некоторые страны придерживались совершенно иного мнения. Именно поэтому совместное заявление не было подписано, и президенты прикаспийских государств пришли к соглашению о продолжении переговоров.
Затем Мехди Сафари сказал, что важность совещания в Ашхабаде состоит в том, что впервые президенты прикаспийских государств собрались вместе, чтобы обсудить проблемы Каспийского моря. В прошлом году совещание глав прикаспийских государств проводилось в рамках совещания организации ЭКО в Тегеране. Но тогда присутствовали не все стороны.
Говоря об определении правового статуса Каспийского моря и возможном его разделе, Мехди Сафари отметил, что эти вопросы имеют непосредственное отношение к проблемам суверенитета, границ и национальных интересов и с этой точки зрение имеют большое значение. Любое принятое решение будет оставаться в силе в течение длительного времени. Поэтому не следует ожидать, что стороны проявят поспешность при принятии решений. В практике международных отношений такого рода проблемы требуют длительного обсуждения, и в ходе этого процесса имеют большое значения национальные интересы сторон.
Затем Мехди Сафари изложил позицию Ирана на совещании в Ашхабаде. В частности, он сказал: «Как заявил в своем выступлении на совещании г-н Хатами, при рассмотрении проблем Каспийского моря следует учитывать его исключительную особенность. Подход к этим проблемам должен быть комплексным и рассчитанным на длительную перспективу. Нельзя, например, рассматривать вопрос об использовании нефтяных месторождений в отрыве от проблемы защиты окружающей среды. Поэтому Иран считает, что при разработке правового статуса Каспийского моря должны быть учтены все вопросы, так или иначе связанные с морем, и даже те, которые могут появиться в будущем.
В конце интервью Мехди Сафари заявил: «Мы считаем, что все проблемы, касающиеся Каспийского моря, должны быть самым тщательным образом изучены специалистами. К числу таких проблем относятся вопросы рыболовства, судоходства, использования нефтяных месторождений, защиты окружающей среды и другие».
Ссылки по теме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.