4 апреля начался официальный визит в Россию министра иностранных дел Ирана Камаля Харрази. Руководителю иранского МИД в Москве был оказан радушный прием. Это обстоятельство стоит подчеркнуть особо, ведь Иран, по терминологии американского президента, является чуть ли не ключевым звеном в «оси зла».
Сотрудничество между Россией и Ираном базируется на нескольких основополагающих пунктах – строительстве атомной станции в иранском городе Бушер, поставках российского оружия, разработке нефтегазовых месторождений. По официальной версии, цель визита иранского министра заключается в рассмотрении хода реализации договоренностей, достигнутых на российско-иранском саммите в марте 2001 года в Москве, продолжение диалога с Тегераном по широкому кругу двусторонних, региональных и международных вопросов.
По сообщению РИА «Новости», официальный представитель российского МИД Александр Яковенко особо подчеркнул «удовлетворенность в России тем обстоятельством, что по значительному числу проблем современной мировой политики позиции Москвы и Тегерана близки или совпадают».
Однако стоит отметить, что сотрудничество между Россией и Ираном давно уже стало постоянным раздражителем для Соединенных Штатов. В 1998 году Белый дом опубликовал список, котором фигурировали несколько российских компаний и организаций, которые сотрудничали с Ираном в области атомной энергетики. Среди них были названы Главкосмос, НИИ "Графит", Балтийский Государственный технический университет и т.д. Санкции с них не сняты до сих пор. Особое раздражение Вашингтона вызвало то обстоятельство, что Россия якобы нарушила договоренность 1995 года, достигнутую в рамках комиссии «Гор-Черномырдин». Согласно этому соглашению, Россия объявила о замораживании проектов сотрудничества с Ираном в сфере поставок вооружения. При этом российское руководство надеялось возместить финансовые потери за счет увеличения торговли с США, что, в общем-то, и было обещано администрацией тогдашнего президента Билла Клинтона. Однако ничего подобного не произошло. В результате, потери России от нереализованных совместных проектов с Ираном составили около 2 млрд. долларов. И ноябре 2000 года Москва уведомила Вашингтон об отказе выполнять соглашение 1995 года, поскольку оно явно противоречило интересам России.
После этого сотрудничеству с Ираном был придан новый импульс. Российские специалисты участвуют в работах по строительству атомной станции в Бушере. В ходе визита иранского министра иностранных дел обсуждались и перспективы сотрудничества в области поставок российского оружия в Иран. Ранее Москва подтвердила, что выполнит все ранее взятые на себя обязательства, касающиеся предоставления Ирану боевых самолетов, подводных лодок, танков. Кроме того, Тегеран проявляет большой интерес к российским системам противовоздушной обороны. Во всяком случае, представители Ирана уже неоднократно посещали предприятия ВПК, производящиекомплексы ПВО.
Впрочем, это не означает, что в отношениях между Россией и Ираном царит полное взаимопонимание. Главным камнем преткновения в двусторонних отношениях по-прежнему остается проблема статуса Каспийского моря. Иран продолжает отстаивать свою точку зрения, которая заключается в том, что должен быть соблюден принцип кондоминиума, согласно которому и дно, и акватория Каспия должны быть поделены поровну. А не по протяженности береговой линии, как того хотят Россия и Азербайджан. Если Тегеран согласится с российской точкой зрения на эту проблему, то большинство месторождений в Южном Каспии достанутся Азербайджану. Иран это совершенно не устраивает. Тем более, что вполне вероятен и такой вариант развития событий, при котором в Азербайджане может появиться американская армия, защищающая интересы Баку в споре с Тегераном.
На пятницу, 5 апреля, запланирована встреча Харрази с президентом России В. Путиным. Планируется, что на встрече будут обсуждаться вопросы борьбы с международным терроризмом, региональной безопасности и разоружения. Иран мог бы сыграть большую роль в урегулировании арабо-израильского конфликта, ведь именно на него ориентируется шиитская группировка «Хезболлах» в Ливане, периодически устраивающая нападения на Израиль. Впрочем, наверняка будет затронута и проблема статуса Каспия, особенно в свете предстоящего в скором времени саммите в Ашхабаде глав пяти прикаспийских государств.
Расширение сотрудничества между Россией и Ираном на самом деле полезно не только этим двум странам, а для всего мирового сообщества. Чем больше Тегеран будет участвовать в различных международных проектах, тем более открытой будет становиться это государство. А значит и его политика станет более предсказуемой. Записав Иран во враги, Вашингтон создает больше проблем не столько этому государству, сколько региональной безопасности. Конечно, на предстоящей в мае встрече Дж. Буша с В. Путиным иранская тема наверняка будет затронута. Но вряд ли американское руководство добьется серьезных уступок от российского в отношении Ирана. Сейчас эти уступки не в интересах России. Особенно в финансовом смысле. Потерять можно многое, а вот взамен ничего не приобрести.
Олег Артюков
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
УТРО.Ру:
Известия.Ру:
Независимая газета:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.