Как и следовало ожидать, история существования Югославии подошла к своему логичному завершению. Теперь государства с таким названием не существует. Руководители Сербии и Черногории пришли к соглашению заменить Союзную республику Югославию новым политическим альянсом. По словам сербского премьер-министра Зорана Джинджича, скорее всего новое государство будет называться «Сербия и Черногория».
Стороны пришли к соглашению утром, 14 марта. В переговорах между сербским и черногорским руководством активное участие принимал верховный представитель Европейского Союза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Это неудивительно, ведь руководство Евросоюза было всерьез обеспокоено планами властей Черногории создать независимое государство. Что дало бы повод албанским националистам требовать пересмотра нынешних границ Косово и Македонии.
По словам президента Югославии Воислава Коштуницы, новое государство будет не конфедерацией или свободной федерацией, «это - новое, нетрадиционное решение, это новая глава в истории отношений Сербии и Черногории». Пост единого президента в новом государстве будет сохранен, также как и один голос в Организации Объединенных Наций. По словам сербского премьера Зорана Джинджича, две республики будут иметь единую оборонную и внешнюю политику, но при этом отдельные экономики, валютные и таможенные системы. Воислав Коштуница, в свою очередь, заявил, что новое соглашение признано приемлемым и для Сербии, и для Черногории, а также для Балканского региона и Европы в целом.
Вот такой получился гибрид. Впрочем, это соглашение еще должны рассмотреть и утвердить парламенты обеих республик. И если в Черногории не должно быть никаких проблем, то в Сербии сторонники Милошевича наверняка отнесутся к предложенному соглашению, мягко говоря, скептически.
Но с другой стороны, иного выхода из создавшегося положения все равно нет. Руководство Черногории, особенно президент Мило Джуканович, уже давно стремилось к провозглашению независимости республики. Во времена президентства Слободана Милошевича это едва не привело к вооруженному конфликту между Сербией и Черногорией. Однако худшего варианта развития событий удалось избежать.
Но даже после избрания на пост президента Югославии Воислава Коштуницы и выдачи Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу, власти Черногории не отказались от идеи проведения референдума по поводу независимости республики. Руководство Черногории таким образом рассчитывало прежде всего на скорейшую интеграцию в европейское сообщество и решение экономических проблем. Правда, нельзя сказать, что все черногорцы являются поклонниками идеи независимости. Примерно половина жителей этой небольшой балканской страны не желали выходить из состава Югославии. И, тем не менее, теперь сторонники сохранения союзного государства поставлены перед свершившимся фактом – некогда самая большая балканская страна прекратила свое существование.
Вопрос в том, насколько жизнеспособным окажется новое государственное образование. Пока, вроде бы, амбиции черногорского руководства удовлетворены. Но что будет дальше? Вдруг черногорцам захочется иметь все атрибуты независимого государства – собственную армию, собственную внешнюю политику?
По всей вероятности, власти Сербии и Черногории решили создать новое государство еще по одной причине – само слово «Югославия» до сих пор ассоциируется у многих с именем Слободана Милошевича. Это обстоятельство, естественно, не устраивает ни Коштуницу, ни Джинджича, ни Джукановича.
Со всей очевидностью можно констатировать факт – единое государство балканских славян на данном этапе прекратило свое существование. Теперь остается задаваться вопросом, возродится ли оно когда-нибудь вновь. И если да, то когда и каким образом.
Олег Артюков
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
ЮГОСЛАВСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ОЖИДАЕТ ИСТОРИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Утро:
Страна.Ру:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.