Продолжает нагнетаться напряженность в отношениях между Русской Православной Церковью и Ватиканом. В материале
В эту же субботу в Москве прошел телемост «Ватикан-Москва». Он был организован в римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия, что на Малой Грузинской улице. Экраны, установленные в церкви, приобщали всех желающих к виртуальному богослужению Папы.
Около трех тысяч собравшихся в совместной молитве просили о Папе, о главах европейских государств, чтобы «они были руководимы Духом Божиим», чтобы «вся деятельность Европейского Союза была одухотворяема христианским гуманизмом»… Сам Понтифик принял участие в этом мероприятии, приветствовав российских католиков на русском языке.
В телемосте также участвовали католики, проживающие в Будапеште, Вене, Афинах, Страсбурге – и ко всем из них Папа обращался с речью и молитвой на их родном языке…
Тем не менее, все российские телекомпании отказались транслировать обращение папы римского к католикам России и виртуальное богослужение.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II резко осудил сие действо. По словам Патриарха, речь идет о «вторжении на Русь» и попытке насильственного насаждения католичества в России. По мнению заместителя отдела внешних связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, которого цитирует «Эхо Москвы», «можно только поражаться той иррациональной настойчивости и упорству, с которым Ватикан предлагает разные способы… обозначить присутствие папы в России. Создается впечатление, что это единственный вопрос, который сегодня по-настоящему волнует Ватикан».
Примечательно, что российские православные иерархи еще до начала телемоста недвуссмысленно дали понять, что его проведение было бы крайне нежелательно для России. Не подействовало.
А незадолго до этого – 27 февраля - известные деятели российской культуры и науки выступили с открытым заявлением против политики Ватикана. Людмила Зыкина и Татьяна Доронина, Василий Лановой и Илья Глазунов, Юрий Соломин и Михаил Ульянов… - в своем обращении они подчеркивали: «действия Ватикана показывают, что он вынашивает планы духовной экспансии в нашем отечестве. Россиян пытаются обратить в католичество, однако российский народ - не дикое племя, и само присутствие на святой Руси католических миссионеров является оскорбительным для нашей древней христианской культуры…»
Многочисленные протесты недовольных политикой Ватикана граждан приходят и из российской глубинки. Так, не собираются мириться с образованием в России католических епархий православные верующие Алтайского края. В пресс-центр Барнаульской епархии регулярно поступает множество обращений и вопросов верующих людей, представителей СМИ.
Не имея возможности отвечать на каждое обращение в отдельности, Барнаульской епархией было распространено заявление, в котором, в частности, говорится: «Русская Православная Церковь расценивает этот факт - как недружественный и подрывающий перспективу улучшения отношений между двумя церквами... Надо отметить, что у нас в Сибири, в Барнауле и некоторых других городах, были католические храмы, возникшие потому, что сюда ссылались политически неблагонадежные, подрывающие устои империи граждане России. Однако это скорее свидетельствует, что православное государство очень внимательно относилось к духовным запросам своего народа. В наши дни количество католиков в Сибири настолько мало, что оно даже не может соперничать с числом людей, ставших жертвами тоталитарных сект и лжерелигиозных культов, которых, к сожалению, немало у нас на Алтае и в реабилитации которых по мере сил участвует Церковь. Вряд ли привнесение чуждых нашему менталитету религиозных обычаев и обрядов, черт иной культуры может способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы сегодняшнего российского общества, в том числе и в Алтайском крае…»
Но как видим, многочисленные протесты России попросту игнорируются Ватиканом. Патриарх АнтиохийскийИгнатий IV (Хазим) понимает, что здесь надо действовать прежде всего сообща. По словам Патриарха, которого цитирует «Православие.Ру», все Поместные Православные Церкви должны «согласованно и совместно реагировать на акцию руководства Католической Церкви». Игнатий IV осуждает действия Ватикана, считая их серьезным препятствием к конструктивному диалогу между Католической и Православной Церквами. Свою позицию он намерен высказать и Папе Иоанну Павлу II.
Администрация Президента России также высказала свое отношение к политике Ватикана, хотя «там» и пытаются интерпретировать это по-своему.
На встрече с митрополитом Тадеушем Кондрусевичем первый замначальника Главного управления внутренней политики Президента РФ Сергей Абрамов заявил, что католики могут вести в России свою деятельность в рамках структур, предусмотренных каноническим правом , но не более того. Кондрусевич, однако, не обратил на эти слова никакого внимания, заявив лишь журналистам, что «очень доволен встречей», на которой обсуждалась «роль католической Церкви и других исповеданий в жизни российского общества». Вывод, который делает из нее Кондрусевич – «откровенный разговор в Администрации Президента послужит умиротворению общества по отношению к католикам…»
То, что глава российского государства, несмотря на многочисленные протесты общественности, не идет на открытое и резкое обострение отношений с католическим центром, занимает выдержанную позицию - факт. Факт, который может свидетельствовать лишь о том, что глава государства трезво оценивает ситуацию и расстановку сил в стране. В России Церковь по закону отделена от государства, и разбор межцерковных конфликтов никак не может входить в прерогативу президента.
Вместе с тем, в последнем номере обозрение «Радонеж» публикует интересный материал на тему
Автор, в частности, пишет: «…Быть самим собой он (Путин – С.С.) получает право разве лишь тогда, когда перестает быть Президентом и становится частным лицом, т.е. в отпуске. Тут-то и любопытно к нему приглядеться. В минувшем году Путин использовал свой отпуск для посещения северных монастырей, которые, вероятно, давно мечтал посетить. И на Валааме, находясь среди монахов, он оставил дипломатию и сказал то, что думает: нет России без Православия, и нет Православия без России. Эти слова, рассчитанные на узкий круг посвященных, попали-таки в хронику, но ни одно печатное издание, кроме газеты "Радонеж", их не воспроизвело - видно хозяева нашей медиа уловили в этой фразе (особенно во второй ее части) отзвук идеи "Москва - Третий Рим" и предпочли не озвучивать ее лишний раз даже в ругательном контексте, чтобы не напоминать русскому народу об этой великой истине. Кстати, посетив в качестве гостя Валаамскую, Валдайскую и Соловецкую обители, Путин оказал им изрядную помощь, став на минуту не только паломником, но и Президентом…»
Возвращаясь же к теме взаимоотношений Ватикана и РПЦ, порой просто удивляешься лицемерию католического первоиерарха. В день тезоименитства Патриарха Алексия II папа римский направил ему на прошлой неделе торжественное послание, которое распространило «Радио Ватикана». «От всего сердца направляю Вам, Ваше Святейшество, мои братские поздравления, - отмечал Понтифик. - Прошу Всевышнего направлять нас, невзирая на переживаемые трудности, на диалог и по пути сотрудничества с целью достижения единства, которого мы все желаем».
Наверное, как раз с целью «достижения единства» Папа подгадал учреждение в России католических епархий точь-в-точь к моменту торжественного празднования тезоименитства Патриарха Московского и Всея Руси…
Сергей СТЕФАНОВ,
ПРАВДА.Ру
Ссылки по теме:
Официальный Web-сайт Московского Патриархата:
Радонеж:
Православие.Ру:
Zaistinu.Ru:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.