Передает наш корреспондент Андрей Крушинский:
С сегодняшнего дня после обмена ратификационными грамотами в Пекине - официально вступил в силу российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. За полгода с небольшим после его подписания Путиным и Цзян Цзэминем этот документ прошел ратификацию в законодательных органах, а также через процедуру дезавуирования неумной дипломатией, недоброжелательной пропагандой обеих стран.
Комментируя эту церемонию, проведенную помощником министра иностранных дел КНР Лю Гучаном и прилетевшим по данному поводу аместителем министра иностранных дел РФ А. Лосюковым, пекинский корреспондент агентства Рейтер вчера передал: "Когда Китай и Россия подписали в июле прошлого года Договор о сотрудничестве, вашингтонские ястребы всполошились, что соседи- гиганты восстанавливают стратегический антиамериканский альянс советской эры.
Однако когда русские с китайцами официально обменялись ратификационными документами, эти страхи совершенно позабыты, считают аналитики. Твердая и поспешная российская поддержка США в войне с терроризмом после 11 сентября выпустила воздух из этого договора, задуманного, чтобы компенсировать преобладание США в мировых делах ".
Верно подмечено! Но ведь и Пекин сразу же после 11 сентября словно бы состязался с Москвой в поддакивании Бушу и его безумной риторике насчет "Третьей мировой (антитеррористической) войны". Мне уже доводилось писать в "Правде Ру" насчет поразительных рейтингов китайских СМИ по итогам 2001 года. Напомню, что в шести перечнях "главных событий года" орган ЦК КПК "Жэньминь жибао", агентство Синьхуа, Международное радио Китая и т.д. назвали в общей сложности 30 событий и фактов, среди коих 6 раз фигурировало вступление Китая в ВТО, 4 раза - завоевание Китаем права организовать Олимпиаду-2008, 3 раза - выход Китая в финальный турнир чемпионата мира по футболу. В перечнях упомянуты трансформация Организации африканского единства в Африканский союз, землетрясение в Индии, разделение китайской компании "Телеком" на южную и северную ветви. Но ни разу не было упомянуто подписание Договора с Россией!
Лакейство российской (да и китайской) дипломатии перед "антитеррористической" шумихой США Буш вполне мог воспринять как сигнал: пора переходить к открытому хамству в отношении обеих этих держав. Взаимосвязь между агрессивностью Буша в течение его 30- часового пребывания в Пекине и русофобскими явлениями на олимпийских играх не столь уж абсурдна, как кажется на первый взгляд. Во-первых, Буш именно в канун своего восточно-азиатского турне благословил олимпийскую русофобию,публично одобрив абсурдное подношение "золота" проигравшей канадской паре. Во-вторых. Вспомните, как год назад Буш изощрялся в том, как бы побольнее унизить Россию и лично Путина: и дипломатов российских из США высылали, и Бородина, обманом заманив, сунули за решетку. По восшествии Буша в Белый дом имела место "утечка информации", что тот намерен контактировать с кем угодно (включая первых лиц Китая), но только не с Путиным (мол, не удостоит его аудиенции даже по ходу предстоявшего тогда саммита
В американской прессе появиласьновая тема: «Зачем злить Россию, бросая ее в объятия Китая?»; «Как воспрепятствовать их военно-техническому сотрудничеству? и сопутствующая: «Усиливая Китай, русские сами себе копают могилу». Поссорить русских с китайцами стало приоритетнейшим направлением американской внешнеполитической стратегии. В отношении Китая реверансы тогда тоже не заставили себя ждать: за два дня до вылета Цзян Цзэминя для подписания договора в Москву Пауэлл и Райс изобразили вдруг невиданное после первоапрельского инцидента с самолетом- шпионом радушие, выступив в один и тот же день в разных аудиториях с похвалами китайских реформ и с изъявленьями надежд на конструктивное с Пекином сотрудничество. Опыт первых 13-ти месяцев правления Буша- младшего показывает: его корректность в отношении России и Китая состоит в прямой зависимости от степени теплоты в отношениях между Россием и Китаем. "Снижение температуры" явственно проявилось после 11-го сентября, когда лидеры обеих держав, напуганные нахрапистой воинственностью Буша, принялись порознь, в сепаратном, так сказать, порядке демонстрировать Америке лояльность. Отсюда вывод: чтобы весь мир не превратился в арену творимого Америкой суда Линча, российская дипломатия обязана во взаимоотношениях с США держать про запас "китайскую карту", а китайская дипломатия - "российскую карту". Чтобы упредить интервенцию США в Средней Азии и на Кавказе, хамские заявления Буша перед пекинскими студентами о готовности США применить силу в "защиту" Тайваня и хамское отношение к российским спортсменам в Солт-Лейк- Сити, было бы достаточно Путину слетать на стыке сентября- октября в Пекин с 30- часовым визитом (даже не подписывая там ни деклараций, ни коммюнике).
Уверяю, что Буш сразу же преисполнился бы уважением и любезностью, как к Москве, так и к Пекину. Впрочем, еще не все потеряно. Лосюков в Пекине, готовясь осушить бокал шампанского заявил: наши взаимоотношения сейчас - на высоком уровне, и данный Договор создает условия для их нового прыжка вперед. Можно ли это понимать в том смысле, что российская дипломатия вознамерилась откорректировать свой курс? И что есть еще средство предотвратить линчевание Ирака, провозгласив из Москвы и из Пекина (когда совсем сгустятся тучи), что лидеры двух стран, руководствуясь соответствующими положениями вступившего в силу Договора, намерены провести 30- часовой саммит для обсуждения международной ситуации...
Для этого, однако, Москве и Пекину надо соблюдать два условия: не спешить поддакивать Бушу всякий раз, едва тот заговорит об "антитеррористической борьбе" и не допускать ничего, что лило бы воду на мельницу взаимных подозрений.
Андрей Крушинский
«ПРАВДА.Ру»
Независимая газета:
СМИ.Ру:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.