Администрация Соединенных Штатов продолжает укреплять дружественные отношения с лидерами центральноазиатских республик бывшего Советского Союза. Уже можно сказать и о том, к кому больше всего благоволят в Белом доме. Это президент Узбекистана Ислам Каримов. По крайней мере, лидер этой республики получил приглашение Дж. Буша посетить США во второй половине марта этого года.
Прямо скажем, опыт общения с высшим американским руководством у президента Каримова пока не очень богатый. В 1996 году состоялась его беседа с тогдашним президентом США Биллом Клинтоном, которая продолжалась 40 минут. И посвящена она была прежде всего соблюдению прав человека в Узбекистане. Можно ли сказать, что после трагических событий 11 сентября прошлого года, когда Узбекистан заявил об однозначной поддержке усилий США в борьбе с терроризмом и предоставил американцам базы на своей территории, ситуация с правами человека в республике кардинально изменилась? Ответ однозначен – нет.
По некоторым данным, сейчас в тюрьмах Узбекистана находится по политическим мотивам до 6 тыс. человек. В августе 2001 года, незадолго до терактов в Америке, независимый журнал «АРБА» писал по этому поводу: «В Узбекистане сложился откровенно тоталитарный режим. В течение десяти лет режим Каримова ведет непрекращающуюся политическую, карательную и информационную войну против инакомыслящих и реально действующей демократической оппозиции Узбекистана, как в стране, так и за ее пределами».
В январе 1992 года была разогнана демонстрация студентов, требовавших демократических перемен в стране и поддержавших на президентских выборах в декабре 1991 года Мухаммада Салиха, лидера оппозиционного движения в Узбекистане, руководителя партии «Эрк» («Свобода»). После терактов в столице Узбекистана – Ташкенте – 16 февраля 1999 года, узбекские власти поспешили обвинить во всем исламистов, ваххабитов, которым не нравится «стабильность и благополучие» в стране. Президент Каримов пообещал отрубить им руки. Под предлогом борьбы с терроризмом в Узбекистане началась новая волна преследования инакомыслящих. А главным виновником терактов вновь стал… Мухаммад Салих.
Западные правозащитники после 11 сентября не раз предостерегали Вашингтон от дружбы с азиатскими сатрапами, убеждая, что это грозит демократическому имиджу США. Но администрация Дж. Буша поступила проще - она не стала вникать в корни региональных деспотий, а потребовала от руководителей региона создать видимость подчинения демократическим принципам. Узбекистану, государству с безнадежно отсталой, по определению МВФ, финансовой системой, пообещали присвоить статус страны с рыночной экономикой. Еще одним предвестником демократии стала поддержка Исламом Каримовым изменений в республиканской системе выборов. Президент признал свои ошибки, и понял, что зря зажимал оппозицию и разгонял политические партии. Одумавшийся Каримовтак прокомментировал грядущие изменения: «Новая система даст хороший импульс для того, чтобы в стране не на словах, а в реальности появилась многопартийная система. Каждая партия, стремясь завоевать больше мест в нижней палате парламента, будет стремиться как можно больше влиять на жизнь!»
Однако на референдум, прошедший 27 января 2002 года, вынесли не только вопрос о введении в стране двухпалатного парламента, но и еще один скромный пункт – об увеличении срока полномочий президента еще на два года. Зато отныне нижняя палата должна стать постоянной и профессиональной. Исходя из этого, изменится не только порядок, но и сама суть избирательной системы. «Во многом изменится наше отношение к этим вопросам. Это даст хороший толчок к тому, чтобы у нас появилась многопартийная система. Те полномочия, которыми наделен президент по назначению конкретных лиц на те или иные должности, будут переданы верхней палате. Соответственно, многие направления исполнительной власти будут подотчетны не президенту, а верхней палате. Должен сказать, что мы многое хотим перенять из опыта сената США», - заявил президент Каримов.
Результаты референдума были настолько «липовыми» и предсказуемыми, что американская администрация вынуждена была отреагировать. Правда, сделано это было крайне осторожно и даже как-то вяло – «выражена озабоченность» и не более того. Вот и задавайся теперь вопросом, не является ли соблюдение прав человека для американской администрации разменной монетой в борьбе за влияние в тех или иных регионах. Почему Белый дом постоянно твердит о нарушениях прав человека в Иране или Северной Корее, но предпочитает отмалчиваться, когда то же самое говорят про Узбекистан? Что, военные базы важнее?
То, что в Вашингтоне сделали ставку на поддержку Каримова, является фактом. Узбекский президент умело играет на страхе США перед терроризмом. Как долго продлится эта поддержка зависит от того, насколько долго лидеру Узбекистана удастся убеждать новых покровителей в Белом доме в своей незаменимости. А поскольку бедственная политическая и экономическая обстановка в регионе вряд ли измениться к лучшему в ближайшее время, то шансы Ислама Каримова остаться у власти и даже укрепить ее, с американской помощью, велики как никогда.
Василий Бубнов
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
Независимая газета:
ГазетаСНГ:
Посольство США в Узбекистане:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.