Зорич Мария Тихоновна, жительница одного из сел Краснодарского края, течение нескольких лет получала по почте какие-то бумаги, извещающие ее о том, что она, будучи угнанной в Германию на принудительные работы в годы Великой Отечественной войны, теперь может претендовать на денежную компенсацию. Мария Тихоновна, человек тихий и скромный, не стала бегать по различным инстанциям, узнавать сколько ей полагается немецких извинений в денежном эквиваленте за те кошмарных восемь лет, которые она проработала на проклятых фашистов . Хотелось скорее забыть и весь ужас рабства на чужбине и то, как по возвращении на родину советские спецслужбы обрабатывали ее на предмет того, на кого же она все-таки работала.
Прошло немало времени и вот опять новость: по радио объявили о начале выплат компенсаций бывшим узникам концлагерей и остарбайтерам, к которым и принадлежала Мария Тихоновна. Заявление на получение денег нужно подать в отделение Национального фонда Взаимопонимание и примирение до 10 августа 2001 года, а доказательства того, что она действительно работала на Германию предоставить можно и после этого срока. А какие доказательства могут быть, если никаких документов не осталось, да и Бог миловал - немцы на своем предприятии пленников не клеймили.
Но бабушке можно и не спешить. Невдомек 74-летней старушке, которая и телевизор-то не смотрит уже несколько лет, что в то же самое время страсти вокруг решения германского правительства загладить таким образом историческую вину кипят нешуточные.
На выплату компенсаций претендуют жители Чехии, Польши, стран СНГ и Балтии, а также в этом списке отдельно стоят еврейские организации. 10 миллиардов марок для выплаты были собраны немецкими предприятиями и направлены в специально для этого созданный фонд Память, ответственность, будущее .
Концерн Порше отказался от внесения денег в фонд по причине непризнания им этой самой исторической вины. Адвокаты еврейских организаций требуют для бывших узников лагерей и гетто до 80 процентов всех денег. Украина две трети, а Россия намерена увеличить количество претендентов на получение компенсаций в два раза. Немецкий фонд совместно с Комиссией по оценке преступлений тоталитарных режимов определили количество адресатов выплат и их размер.
По их оценке, на сегодняшний день цифра бывших узников достигает 587 тысяч. На деле их гораздо больше. Но пока они дождутся исторической справедливости, скорее всего эти деньги им уже не понадобятся. Смертность от нацистского режима превышает среднюю в 2-3 раза. Вследствие этого немецкому фонду предстоит иметь дело также с наследниками узников, которые не всегда являются прямыми. Немецкое правительство несколько смущает то, что некоторые женщины, побывав в плену были стерилизованы, а факт стерилизации уже умершего человека доказать чрезвычайно трудно.
Трудность также состоит в том, что и фонд, и сами бывшие узники не уверены, что деньги дойдут до нужного адресата. Подобный прецедент уже имел место на Украине, где некоторое время назад, выделенные деньги попросту испарились.
В случае же цивилизованного решения спорных вопросов бывшие узники, проживающие на территории России, смогут получить от 2 до 7 тысяч долларов каждый, в зависимости от статуса. Но уповать на это не стоит, так как это все-таки Россия, где казнокрадство увы, уж обычное дело.
Наталья Лейн
ПРАВДА.Ру
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.