Такой Новый год бывает не часто. Не то слово "не часто". Сказать раз в жизни - все равно, что ничего не сказать. Не всякая жизнь выпадает на такой новогодний переход, с одной тысячи лет на другую. В двух словах и не скажешь, что произошло за отчетный период в тысячелетие.
Тысячу лет назад наш предок еще только начал привыкать к христианству. Он еще не писал и не читал толком, а редкие грамотеи, преимущественно из греков, только начинали создавать наш язык.
Новое тысячелетие - это и конец века, в начале которого появились похожие на этажерки первые аэропланы, а в конце стоит вопрос об утилизации находящихся на орбите космических объектов.
И уж совсем малость - окончание десятилетия, в которое страна вошла как нерушимый Союз Советских Социалистических Республик, а выходит лоскутным одеялом независимых государств во главе с Россией, стоящей в одном ряду с Бразилией, Мексикой и Индонезией.
На сколько лет будем загадывать?
Хотелось бы сразу на тысячу, но опыт последних десяти подсказывает: не угадаешь. Кукушка, кукушка, сколько нам осталось?
Хотелось чтобы вечность. Тем более, что зимой кукушки многозначительно молчат.
Что мы знаем о себе? Модный в последнее время Фоменко доказывает, что почти ничего. Во всяком случае, на тысячу лет вглубь российской истории заглядывать рискованно. На десять лет проще - память пока наличествует и почти не дает сбоев.
Или попробовать на сто лет?
Начало века - первые империалистические войны: англо-бурская, начавшаяся еще в девятнадцатом и русско-японская. Первое оружие массового поражения - пулемет "максим". Первая революция 1905 года. Первая мировая война, после которой век окончательно приобрел свои, только ему присущие черты, одной из которых становится "четвертая власть". В России появляется газета "Правда", с которой на протяжении десятилетий связаны все, сколько-нибудь значимые события отечественной истории.
Революция 1917 года. В феврале буржуазная, к октябрю - социалистическая и великая. Крушение трех европейских империй, самая старая из которых, империя Габсбургов, была тысячелетней.
На земле больше не остается мест, куда не ступала нога человека. Покорены оба полюса и самые высокие точки планеты. Сделаны фундаментальные открытия в области ядерной физики, которые к середине века приведут к колоссальным последствиям для человечества.
В тридцатые годы весь мир переживает какую-то непреодолимую тягу к государственному насилию. В Европе в ряде стран приходят к власти фашисты. В СССР начинается эпоха глобальных экспериментов над многомиллионными массами людей. Ареной насилия становятся Япония и Китай.
Мировые державы решают только мировые проблемы. Если намечается передел территорий, то это - передел мира. И война начинается тоже мировая, вторая за всю историю человечества и вторая в двадцатом столетии.
С окончанием Второй мировой войны мир становится двухполюсным. Сверхдержавы только две, окруженные странами-сателлитами, которые образуют два лагеря. Оба лагеря обладают сверхоружием, способным уничтожить планету целиком и не по одному разу. Поначалу США имеют стратегический план бомбардировок СССР, но после того, как Молотов прибывает на новом реактивном бомбардировщике в США, который улетает обратно без дозаправки, эти планы становятся никому не нужны. Обе стороны обладают не только оружием, но и средствами его доставки куда угодно.
Больше не остается колониальных империй - метрополии теряют колонии одну за другой. Спустя два десятилетия после Второй мировой войны на карте больше нет метрополий, они становятся просто государствами западного блока. Империи по сути две - американская и советская. Великобритания, Франция, Германия, Япония - просто державы второго ряда.
Карибский кризис, по сути - начало не состоявшейся третьей мировой войны. Хрущев уступил Кеннеди, Куба не стала "непотопляемым авианосцем" у берегов США. СССР оказался втянут в гонку вооружений со всем западным миром. Побочным эффектом этой гонки, а конкретно - необходимости создания баллистических ракет и спутников слежения, стали успехи Советского Союза в космосе.
Гагарин, Титов и только потом Гленн поднялись на орбиту. Леонов вышел в открытый космос. Но главное - спустя два десятка лет наша страна обладала военной мощью, суммарно превышавшей мощь всего остального человечества.
Однако силы страны, практически в одиночку противостоящей экономической мощи всего мира, истощались. Лунная программа США стала пунктом, после которого мы уже не были лидерами в космосе. Появились силы, которые, не примыкая ни к первому, ни ко второму лагерю, становились весомыми факторами региональной политики. И если США могли контролировать ситуацию на американском континенте, то вдоль границ СССР расположились Китай, Пакистан, Иран, Турция - каждая из этих стран могла претендовать на статус региональной сверхдержавы.
Последним шансом СССР был энергетический кризис 70-х. Однако западный мир вышел из кризиса, вооруженный новыми технологиями и новыми способами контролировать важные для него точки планеты. А СССР вошел в Афганскую войну, ставшую его последней войной. Это была последняя попытка переломить геополитическую обреченность, выйти на новые стратегические рубежи в зоне Индийского океана, укрепиться в сердцевине исламского мира. Попытка не удалась.
В конце восьмидесятых мы стремительно начали терять Восточную Европу, затем Прибалтику, Среднюю Азию - и пошло-поехало.
1991-й год стал годом, когда на мировой арене осталась только одна сверхдержава - США.
Такое уже было на рубеже старой и новой эры - Римская империя, Pax Romana. Тысячу лет назад также в Европе не было державы, сколь-нибудь сравнимой со Вторым Римом, Византийской империей. И все это прошло, все закончилось. Исчезли империи, ушли в небытие целые народы. А человечество развивалось, накапливало знания и умения, множилось и познавало как себя, так и мир вокруг. Средняя продолжительность жизни в Риме была 22-24 года, а сейчас даже в самых отсталых уголках земли она в два раза больше. А в развитых странах уже переваливает за 80. Люди запросто, в быту пользуются предметами, которые еще две-три сотни лет назад присутствовали лишь в сказках. Только в этом веке люди стали передавать голоса и изображения на любые расстояния самыми разными способами, легко в течение года посещать земли и края, на путешествия в которые их предки тратили целую жизнь. Только в этом десятилетии мы стали массово осваивать компьютерные технологии, вошли в Интернет и практически перестали зависеть от дозированной информации. Одной из примет века грядущего стала и ПРАВДА.Ру, пережившая трансмутацию из органа сверхдержавы в виртуальное нечто, пытающееся быть самим собой. Мы проживаем, по меркам прошлых веков, многие жизни, вмещенные в одну.
Вот уже год, как Россия опять живет в какой-то новой эпохе, которую мы пока даже не понимаем. И мы еще в начале пути...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.