25 марта две партии, в политпалитре которых преобладает красный, провели партмероприятия. Речь идет об активно играющих на «патриотическом поле» страны КПРФ и «Родине». Впрочем, для КПРФ, в отличие от «Родины», этот день имел менее значимые по своим политическим последствиям итоги. Формально коммунисты собрались лишь для того, чтобы обсудить проблемы агитации и пропаганды, а вот «Родина» к концу этого дня обзавелась новым лидером.
Сам факт того, что обе партии собрались на съезд в один и тот же день едва ли можно объяснить лишь волей случая. Скорее можно говорить о внутренней близости, или даже их взаимозависимости. За два с лишним года « Родина » превратилась в реального конкурента для коммунистов, пришедших к нынешнему пленуму в качестве второй по значимости партии страны.
Ни для кого не секрет, что в КПРФ не любят «Родину». Да и за что коммунистам ее любить - с момента своего создания «Родина» существенно потрепала ее электорат. «Родина» смогла вобрать в себя протестную энергию правого фланга КПРФ, разделяющего национально-державную идеологию и, как следствие, потеснить зюгановцев на политическом Олимпе страны. А, как известно, такие вещи в политической борьбе прощаются редко.
Именно поэтому, на пленуме , помимо произнесения набивших уже давно оскомину ритуальных фраз и подведения результатов партийной работы, всплыла и более актуальная тема - а именно ситуация, сложившаяся в стане коллег по оппозиции. Хотя никто из присутствующих и не выразил явной радости от того, что политические конкуренты в очередной раз продемонстрировали свою несостоятельность, приподнятость настроения ощущалась. И вполне понятно, почему!
Теперь, когда после смены лидера «Родину» ожидает масштабное переформатирование и возможное ослабление, КПРФ, наконец, получила реальный шанс поквитаться и вернуть ранее отторгнутые блоком Рогозина-Глазьева электорат. И даже более того – попытаться занять политическую нишу, которую так успешно удерживала «Родина» последнее два года. Пленум показал, что компартия стремится к воплощению именно такого политического сценария.
В стане коммунистов уверены, что около 60% избирателей, ныне оказывающих поддержку «Родине», - это потенциальный электорат КПРФ. И чтобы «отбить» эти голоса, коммунисты, по всей видимости, готовы пойти даже на очередную корректировку своих идеологических установок.
Зампред Зюганова Иван Мельников сообщил корреспонденту «Правды.Ру», что процесс возвращение ранее уведенных «Родиной» голосов из электората КПРФ уже идет. «Судя по московским выборам, те голоса, которые ушли в «Родину» в 2003 году к нам уже вернулись» - отметил Мельников. Возвращение «блудного» электората Мельников объяснил ни чем иным как политической сознательностью граждан: «Люди во всем разобрались, и увидели, что «Родина» уходит с социальной тематики в другую». Однако «правая рука» Зюганова не стал пояснять, в какую именно «тематику» подалась «Родина».
Саму ситуацию в «Родине» Зюганов назвал «похоронами очередного политического проекта», а решение Дмитрия Рогозина уйти с поста председателя «тактически правильным решением». «Хуже, когда тебя выгоняют», - отметил председатель КПРФ .
Коммунисты не скрывают, что всерьез рассчитывают перехватить у «Родины» политическую инициативу. Об этом, кстати, и отрапортовал пленуму главный идеолог компартии Иван Мельников . Он, в частности, сообщил собравшимся, что КПРФ в нынешней политической системе отвоевала себе новый статус и осталась на сегодняшний день единственной партией, способной вмешиваться в происходящие политические процессы.
Зампред Зюганова декларировал пленуму о создании в России новой «двухэтажной политической системы», состоящей из партии власти и, как нетрудно догадаться, КПРФ. Своих же коллег по оппозиции Мельников назвал не иначе как маргиналами, «перепутавшими патриотические лозунги с откровенным национализмом ».
По-видимому, подобная характеристика, данная всему «левому флангу» призвана не только показать, что в нынешней ситуации КПРФ не нуждается ни в каких политических союзах, но и подправить партийный имидж, ранее изрядно подмоченный альянсом коммунистов с правыми националистическими движениями.
Создается впечатление, что КПРФ уже сейчас пытается активно играть на идеологическом поле «Родины». Так, на пленуме Зюганов дал понять, что национальный вопрос серьезно волнует не только «Родину», но и КПРФ. Он сообщил, что « русская тема » будет ключевой для компартии в ближайшие 20-30 лет, и даже пообещал, что в скором времени партия проведет Всероссийскую научно-практическую конференцию на эту тему.
Таким образом, все более становится очевидным, что расширение электорального ресурса, которое лидеры компартии планируют осуществить за счет попавшей под удар «Родины», подразумевает и использование национал-патриотической риторики, свойственной «родинцам».
Впрочем, ранее компартии – какпоборнице интернационализма- удавалосьдистанцироватьсяотнационал-социалистической ориентации «Родины». Зюганов не раз заявлял, что КПРФ ратует за единство патриотизма и социализма, тогда как позиция «Родины», по его мнению, «направлена на разжигание межнациональной розни».
Известно, что Зюганов так и не пошел на коалицию с Рогозиным. Хотя лидер «Родины» и делал ставку на КПРФ как на реального союзника в борьбе с Кремлем и даже предлагал Зюганову выдвинуть единого кандидата на президентских выборах в 2008 году . Рогозин не раз заявлял о необходимости объединения коммунистов и «Родины» в единую коалицию . «Наши избиратели осознают необходимость дальнейшей консолидации народно-патриотических сил России, – говорил Рогозин на одной из своих пресс-конференции. – Мы готовы к любому соединению, к организационному, к совместным политическим акциям». Окончательную точку в этих тщетных попытках Рогозина протянуть дружественную руку Зюганову поставили именно московские выборы, когда КПРФ откровенно выступила против Родины.
Если присмотреться, то между КПРФ и «Родиной» можно найти много общего. Так, идя на выборы в МГД, КПРФ также как и «Родина» пыталась сыграть на ксенофобских чувствах горожан. В программе КПРФ, также как и «Родины», были призывы «не допустить превращения Москвы в проходной двор, где хозяйничают люди, не уважающие традиции и культуру». В связи с этим довольно сложно утверждать, что позиции коммунистов и «родинцев» по этому вопросу отличаются друг от друга. Разве что коммунисты не додумались до того, чтобы оформить свою политическую позицию в видеоряд, как это сделал Рогозин перед выборами в МГД .
Таким образом, если КПРФ сейчас попытается примерить на себя «идеологический наряд» «Родины» и переманить к себе националистически настроенную часть общества, то, скорее всего, у нее это получится.
Однако лидерам компартии необходимо отдавать себе отчет, что рано или поздно заигрывание с национал-социалистическими идеями приведет их к тому же разбитому корыту, у которого сегодня оказался Рогозин. Но, похоже, что Зюганова это мало волнует. Так, на вопрос: не боится ли он, что его партия рано или поздно окажется в такой же ситуации, как и «Родина», лидер коммунистов с гордостью ответил: «Ничего, у нас достаточно матросовых и космодемьянских, мы выстоим». Правда, вот кого же партия готовит на эту героическую роль, бессменный генсек так и не уточнил.
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
Система с двумя серьезными политическими участниками – «Единой России» и КПРФ – была и раньше. Сейчас КПРФ празднует временную победу. Очередной проект по ее вытеснению с политического поля – провалился. В то же время мы видим четкую тенденцию, что компартия в последний год начала поиск диалога с левыми молодежными организациями – НБП , АКМ , антиглобалистами . Сейчас почти все их собрания проходят на базе КПРФ – в райкомах, Госдуме и других партийных помещениях.
Марк Урнов, председатель Фонда аналитических программ «Экспертиза»:
То, что, по словам коммунистов, в России сейчас две партии – партия власти и КПРФ, недалеко от истины. Давно предощущавшийся уход Рогозина из «Родины» превращает партию в формальную структуру, которая вряд ли будет серьезно и жестко оппонировать власти. Возможно, часть ее электората отойдет к КПРФ. Ведь «Родина» отбирала голоса у коммунистов и начинала все серьезнее отбирать голоса у ЛДПР. Так что сейчас, возможно, начнется их возврат к КПРФ.
Зюганов не особенно стремится усиливать партию, потому что боится потерять власть. Боится потерять то, что у него есть. Зюганов не хочет ссориться с властью. У него есть некая роль, к которой привыкла и партия, и власть. Власть не реагирует на Зюганова какими-то административными ущемлениями. Партия в этом смысле может существовать. Если Зюганов вел бы себя также импульсивно, напористо и злобно, как позволял себе Рогозин , то вряд ли власть стала бы это терпеть.
Когда власть почувствовала, что коммунисты стали набирать популярность, то сделали проект «Родина». Ослабили слегка коммунистов. Поэтому естественно, что у Зюганова кроме оппозиционной риторики имеется логика партийного бюрократа: по одежке протягивать ножки.
Вячеслав Никонов, президент Фонда «Политика»:
Что касается новой политической системы, о которой говорят в КПРФ, то конечно, это не так. Сейчас в России четыре стабильных электората. Электорат «Единой России», Путина – он наибольший. КПРФ действительно имеет второй по численности электорат в стране – порядка шести процентов. Но есть и националистический электорат – «Родина» и ЛДПР. Есть и либеральный электорат: он не очень большой, но если либералы объединятся, у них тоже есть шансы. То, что КПРФ считает нынешнюю политическую систему фактически двухпартийной, — блеф.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.