Руководство Литвы оказалось втянутым в беспрецедентную антироссийскую провокацию, которая может иметь самые серьезные внутриполитические последствия для руководства этой страны, а также ударит по российско-литовским отношениям. В понедельник вечером национальное телевидение Литвы мимоходом сообщило о том, что департамент миграции при МВД удовлетворил просьбу российского бизнесмена Игоря Бабенко о предоставлении тому политического убежища.
Отметим, что ранее правоохранительные органы прибалтийской республики не раз уверяли Генпрокуратуру России, которая обвиняет Бабенко в конкретных экономических преступлениях, в том, что он будет выдан нашему правосудию.
Уроженец Западной Литвы Игорь Бабенко с 1998 года возглавлял ставропольский филиал банка « МЕНАТЕП Санкт-Петербург», который ныне именуется национальным банком «Траст». Господин Бабенко подозревается российской прокуратурой в присвоении и растрате свыше 333 миллионов рублей, а также отмывании денег при отягчающих обстоятельствах в 2002-2005 годах.
После того как Россия оповестила все заинтересованные страны о том, что Игорь Бабенко объявлен в международный розыск, литовские правоохранительные органы задержали этого гражданина в июле прошлого года, когда он очутился на территории соседнего государства для «решения вопросов наследства умершей матери».
Генпрокуратура РФ тут же предоставила своим литовским коллегам все полагающиеся международной правовой практикой документы, подтверждающие обоснованность обвинений в адрес Бабенко. 5 сентября прошлого года заместитель генпрокурора Литвы Гинтарас Ясайтис официально объявил, что генпрокуратура страны считает необходимым выдать Бабенко российскому правосудию и передает материалы для решения вопроса об экстрадиции в Вильнюсский окружной суд.
8 сентября этот суд на основе представленных документов вынес решение об удовлетворении просьбы Генпрокуратуры России в полном соответствии с Европейской конвенцией об экстрадиции и литовско-российскими соглашениями о правовой помощи.
Однако дело затормозилось, поскольку адвокат Бабенко Витальдус Петрявичус уже 9 сентября широко озвучил в литовских СМИ тезис о том, что бывший глава ставропольского банка преследуется по политическим мотивам, поскольку банк МЕНАТЕП «был связан с окружением Михаила Ходорковского ». А поэтому Игорь Бабенко подает заявление о признании его преследуемым по политическим мотивам и просит Литву предоставить ему политическое убежище.
23 сентября прошлого года Бабенко такое заявление подал, а 28 сентября Апелляционный суд постановил приостановить выдачу России банкира до тех пор, пока соответствующие органы республики не рассмотрят его заявление о предоставлении политического убежища. Важно отметить, что Бабенко, хотя и получил регистрационное удостоверение иностранца, означающее предоставление ему временного территориального убежища в Литве, не был освобожден из заключения, где и находился до 8 января этого года.
Все это время в литовских СМИ постоянно появлялись материалы о «политическом характере» дела Ходорковского, цитировались известные высказывания адвокатов осужденного олигарха Дреля , Шмидта и Москаленко об отсутствии в России «независимого суда». Лишь единожды по национальному телевидению были процитированы слова нынешнего руководства банка «Траст» о том, что дело Бабенко – это «чистая уголовщина», но при этом их сопровождал комментарий адвоката Петрявичуса опять же о «политической подоплеке» преследования его клиента.
Здесь стоит прояснить главную интригу. Бабенко и адвокаты Ходорковского с завидным упорством смешивают в одну кучу банк «Траст», ЮКОС и группу МЕНАТЕП, в то время как на самом деле ситуация несколько иная. Банк «Менатеп Спб» был и остался вполне самостоятельной и динамично развивающейся структурой, входящей в полусотню крупнейших банков страны.
Все формальные связи с ЮКОСом у него оборвались еще в 2003 году. Когда нефтяная компания начала обрастать уголовными делами и возникла реальная угроза репутации банка, ЮКОС согласился продать все свои акции банка «Менатеп Спб». Сменив впоследствии название, банк окончательно сбросил с себя «тяжкое наследие прошлого». Поэтому о прямой связи между «делом ЮКОСа» и «делом Бабенко» говорить нельзя. Но именно на этом зыбком фундаменте и выстроена логика литовских властей!
Президент Литвы Валдас Адамкус сегодня целый день скрывается от журналистов. Очевидно, он не хочет комментировать распространившиеся еще утром среди депутатов литовского парламента слухи о своем двадцатиминутном телефонном разговоре с Борисом Березовским. Во время этого разговора, как говорят, имевшего место поздновечеромв минувшую пятницу, Березовский потребовал от Адамкуса дать Бабенко политическое убежище, обещая за это широкую поддержку со стороны элиты Евросоюза .
В политическом отделе посольства Литвы в РФ "ПРАВДЕ.Ру" вначале подтвердили факт этого разговора, но от комментариев отказались, попросив «перезвонить через 15 минут, чтобы мы могли получить дополнительную информацию в канцелярии нашего президента». После этого телефон был поставлен на автоответчик, и дозвониться по нему не удалось.
Даже если тайных переговоров между Адамкусом и Березовским и не было, ясно, что решение о представлении Бабенко политического убежища МВД Литвы не могло принять без прямого вмешательства высшего руководства страны. Ведь этим решением фактически было выражено недоверие не только российской Генпрокуратуре, но и Генпрокуратуре Литвы, которая до сих публично не отказалась от своей точки зрения о необходимости выдачи Игоря Бабенко России.
Последнее обстоятельство чрезвычайно важно: до этого некоторые европейские страны отказывали России в выдаче подозреваемых в преступлениях «по политическим мотивам» - как это сделала Великобритания в отношении Закаева и Березовского. Но еще ни разу на этой почве не возникало столь вопиющего противоречия между позициями национальных прокуратур и МВД.
«Дело Бабенко» вполне может спровоцировать политический кризис в Литве вплоть до отставки Адамкуса , политические оппоненты которого не преминут случаем воспользоваться скандальной ситуацией для обвинений президента страны в преднамеренном обострении отношений с Россией из-за «чистой уголовщины». Тем более что доказать связь «дела Бабенко» и «дела Ходорковского», как мы указали выше, вряд ли получится даже у такого матерого политинтригана, как Березовский.
Адамкусу придется объяснить и стране, и России, и миру, каким образом, а, быть может, и за какую сумму, лицо, которое сама же литовская прокуратура сочла необходимым выдать России по обвинению в совершении чисто экономического преступления, вдруг стало политическим эмигрантом.
«Предоставление Литвой политического убежища Бабенко – случай просто вопиющий и совершенно скандальный,» - прокомментировал «ПРАВДЕ.Ру» ситуацию известный политолог, директор Института политический исследований Сергей Марков . – Если на него как следует не прореагировать, то скоро, со ссылкой на «дело Ходорковского», прибалтийские страны начнут предоставлять убежище лицам, подозреваемым, скажем, в торговле наркотиками. Россия должна энергично отреагировать на произошедшее.
И в правовой сфере – то есть заставить Литву объяснить, каким образом лицо, обвиняемое в совершении конкретных экономических преступлений, вдруг стало потенциальным «узником совести». И в идеологическом плане – показать всему миру, что в своей русофобской политике руководство прибалтийских стран переходит все пределы разумного и допустимого. Путин абсолютно прав, когда говорит, что мы должны прекратить терпеть плевки в нашу сторону.
Что касается участия Березовского в превращении «дела Бабенко» из экономического в политическое, то оно вполне возможно. Борис Абрамович в своей антикремлевской деятельности работает на десятки фронтов, использует самые хитроумные методы, в особенности в странах бывшего СССР. Но в случае с Бабенко, думаю, замешаны не столько деньги Березовского, сколько деньги Ходорковского и Невзлина.
Впрочем, своими интригами Березовский может поставить Адамкуса в крайне неловкое положение. Я уверен, что противники литовского президента внутри страны уже обсуждают, как им воспользоваться назревающим кризисом. Но в какие конкретные формы он выльется, сегодня предсказать не берусь».
Кстати
Борис Березовский давно использует Литву для организации антикремлевских провокаций в расчете на международный резонанс. Так, в марте 2002 года именно литовское национальное телевидение показало в лучшее эфирное время снятый по заказу Бориса Березовского фальсификаторский «документальный» фильм «Покушение на Россию», в котором российские спецслужбы обвинялись в организации террористических актов в Москве в 1999 году.
Кроме того, Березовский был активно замешан в «литовском «Уотергейте» - грандиозном политическом скандале, связанном с аферами ставленника Березовского бизнесмена Юрия Борисова. Литовская пресса разоблачила Борисова в незаконном получение гражданства страны и в том, что он даже стал советником тогдашнего президента Литвы Роналдаса Паксаса в обмен на 400 тысяч долларов, внесенных им в предвыборный фонд президента. Все это привело к импичменту Паксаса и приходу к власти гражданина США Адамкуса.
Юрий АндреевНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.