Лидер партии и фракции «Родина» в Государственной Думе Дмитрий Рогозин вполне может оказаться на скамье подсудимых за клевету, которая, согласно 129-й статье УК РФ, является уголовным преступлением. Все зависит от того, к каким выводам придет парламентская комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, куда обратился депутат Владимир Мединский с просьбой дать оценку клеветническим высказываниям Рогозина в адрес депутатов от «Единой России» Андрея Исаева и Павла Воронина.
Читайте также: "Черная полоса Дмитрия Рогозина"
Не исключено, что комиссия сочтет эти высказывания Рогозина перешедшими чисто этическую грань и содержащими в себе признаки уголовного преступления. В таком случае пострадавшие могут обратиться в милицию и прокуратуру с заявлением о преступлении. А дальнейший ход делу может быть дан, если большинство думцев проголосуют за лишение лидера «Родины» депутатской неприкосновенности.
До обсуждения вопроса на комиссии по этике «единороссы» избегают давать какие-либо комментарии – скорее всего из-за того, чтобы они не были восприняты как давление на членов комиссии. В самой же «Родине» относятся к происходящему, как к малозначащему пустяку, который не будет иметь для Дмитрия Олеговича никаких последствий.
На официальном сайте партии и фракции в ироничном ключе говорится о том, что «единороссы» пожаловались на Рогозина, и приводится заявление депутата от «Родины» Ивана Харченко, который ничего оскорбительного и клеветнического в заявлениях Дмитрия Олеговича не нашел, а действия Мединского назвал «провокацией, подменой фактов и их извращением».
Между тем даже неспециалистам очевидно, что целый ряд высказываний Рогозина в его статье «Пульс «Родины», опубликованной в газете «Завтра» 18 января, содержит не соответствующие действительности сведения о депутатах Исаеве и Воронине, порочащие их честь, достоинство и репутацию. В протокольном поручении депутата Мединского приводятся два совершено очевидно говорящих об умысле автора фрагмента из статьи Рогозина.
В первом Исаев и Воронин названы «двумя думскими провокаторами». Во втором говорится: "Если уж говорить об истинных антисемитах в России, то к ним следует отнести сразу несколько групп граждан… четвертая группа, как сегодня уже ясно, — это господа-единороссы Исаев, Воронин и их кукловоды". Таким образом, известные политические фигуры были бездоказательно названы «провокаторами» и «антисемитами», в чем и усматривается клевета.
Что же подвигло господина Рогозина на столь грубые выпады в адрес своих политических противников? Причина в том, что после известного преступления в синагоге на Большой Бронной целый ряд депутатов от «Единой России» и ЛДПР поставили вопрос об ответственности некоторых политиков и партий за разжигание в нашем обществе ксенофобских и антисемитских настроений.
Были названы и деятели «Родины», в том числе и депутаты. Но названы не огульно, а вполне аргументировано, поскольку речь шла о хорошо известном факте – ряд депутатов от «Родины», в частности, Александр Крутов подписывали запросы в Генеральную прокуратуру с требованием запрета еврейских религиозных организаций , подтверждая это требование субъективными трактовками фрагментов средневековых иудаистских трактатов.
Рогозин действий своих однопартийцев не осуждал, лукаво утверждая, что это их личное дело. Скандальные письма были оценены представителями еврейских религиозных и общественных организаций как антисемитские, а Госдепартамент США неизменно использовал их в качестве повода для широковещательных заявлений по поводу роста в России ксенофобии и религиозной нетерпимости.
Стремясь навести тень на плетень, Рогозин не нашел ничего лучшего, как выбрать в качестве одного из «истинных антисемитов» Андрея Исаева – человека, который с самого начала своей политической карьеры в «Конфедерации анархо-синдикалистов» имеет безупречную репутацию интернационалиста и борца с любыми проявлениями национальной и религиозной исключительности.
Похоже, что Рогозин просто мстит Исаеву за то, что последний не раз выступал с резкой и аргументированной критикой политических экзерсисов Дмитрия Олеговича, бросавшимися в глаза не только Исаеву. Так, еще в середине августа прошлого года Исаев обратил внимание на беспринципность Рогозина, который, изображая из себя борца с олигархами, выступил в поддержку лицемерно-пропагандистской статьи Ходорковского «Левый поворот».
Он также выразил удивление тем,как ловко Рогозин изображает из себя одновременно и патриота, и социал-демократа. Причем сделал это Исаев и аргументировано, и довольно деликатно, заявив: «Рогозин хочет вступить и в Социнтерн , и убедить нас в своих православно-патриотических, консервативных позициях. Увы, но это невозможно».
Если дело о клеветнических высказываниях Рогозина перейдет в уголовную плоскость, то Дмитрию Олеговичу и его адвокатам придется фактами подтверждать, что депутаты Исаев и Воронин являются «истинными антисемитами». Тем более что парламентарии уже предупреждали Рогозина о недопустимости «поведения, дискредитирующего Федеральное Собрание РФ».
Напомним, что в ноябре прошлого года комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики уже рассматривала дела и речи Рогозина и осудила его за «амбициозность и непарламентское поведение». В постановлении по этому вопросу было, в частности, отмечено, что лидер «Родины» в своих публичных выступлениях и в интервью в СМИ «допускает неэтичные высказывания, зачастую в оскорбительной форме, в адрес коллег депутатов, органов государственной власти и ряда политиков».
Любопытно, что на фоне происходящих событий по Думе стали циркулировать слухи о том, что в «Родине» зреет бунт против Рогозина и его авторитарных методов руководства партией и фракцией. Дмитрию Олеговичу могут вспомнить очень многое – и как он подставил большое количество уважаемых людей с провокационным агитационным роликом, пришедшим к снятию всего партийного списка на выборах в Мосгордуму, и как включал в списки на региональных выборов личности с сомнительной репутацией или криминальным прошлым типа Олега Сотникова и Андрея Климентьева, и попытки сделать из партии, по примеру Валерия Гартунга, семейное предприятие путем включения в партийные списки на тех же выборах в регионах своего сына Алексея. Дело о клевете вполне может стать последним гвоздем в крышку гроба политической карьеры господина Рогозина.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владислав Гриб так прокомментировал ситуацию «ПРАВДЕ.Ру»:
- Если абстрагироваться от того, что Рогозин – известный политик, и вести речь о Рогозине как об обычном гражданине, то в его высказываниях должны быть усмотрены признаки преступления, подпадающего под действие 129-ой статьи Уголовного кодекса». Статья это достаточно простая и определяет клевету как умышленное распространение гражданином сведений о другом гражданине, которые не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и репутацию. Если речь дойдет до возбуждения уголовного дела в отношении Рогозина за клевету в адрес депутатов Исаева и Воронина, то претензии могут быть предъявлены к обвинению последних в том, что они являются «истинными антисемитами».
Насчет «думских провокаторов» возникают большие сомнения, поскольку значение слова «провокатор» в законодательстве и юридической практике четко не определено. А вот что касается «истинных антисемитов», то фактически Рогозин обвинил других депутатов в разжигании межнациональной розни, что, безусловно, задевает их честь, достоинство и репутацию. Поэтому он должен либо доказать фактами истинность своего обвинения, либо понести ответственность за клевету.
Но я пока не берусь предсказать, произойдет ли это в рамках гражданского судопроизводства по иску оскорбленных политиков, либо расследованием будет заниматься прокуратура. В принципе дела о клевете таковы, что пострадавшие граждане могут выступить и с гражданским иском, и обратиться с заявлением о преступлении, на основании которого органами внутренних дел проводится проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела. В отношении депутатов Государственной Думы это может быть сделано в соответствии с четко прописанной в законе процедурой лишения депутатской неприкосновенности.
Наша справка
Уголовный кодекс РФ
Статья 129. Клевета. 1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
3. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.