Объединенные демократы боятся проиграть московские выборы. А опросы общественного мнения, которые мы имеем от самых различных социологических центров, свидетельствуют о том, что коалиция на основе «Яблока» обладает малыми шансами прохождения в Мосгордуму.
Они боятся, что их политическая карьера может на этом закончиться. Поэтому они сегодня через Сергея Митрохина и пытаются отмежеваться от обвинений в связях с Чубайсом . Но отмежевываться не очень корректно, потому что если ты идешь на союз с СПС, с его региональной организацией, это неизбежно влечет за собой не только обвинения в союзе с Чубайсом, но и сам такой союз.
Необходимо отметить, Митрохин иногда высказывает свою точку зрения, намного более радикальную, чем точка зрения Явлинского. Иногда он высказывает точку зрения, которую Явлинский не может по каким-то причинам озвучить, то есть выступает как некий глашатай тайн, зондируя реакцию. Говорит то, что не может сказать Явлинский.
Считаю, в данном случае Митрохин сделал ошибку. Не стоило привлекать внимание общественности к этому. Не стоило пытаться отрицать очевидное. Могут быть разные форматы взаимодействия СПС и Яблока, Чубайса и Явлинского: формат долговременного союза, краткосрочной коалиции. Не исключен и формат, связанный с финансированием партии «Яблоко» со стороны спонсоров СПС. Все может быть. Мы деталей не знаем. Но то, что за московской коалицией стоит неформальная договоренность Чубайса и Явлинского, это очевидно. Можно об этом не говорить, можно на этом не акцентировать внимание. Но отрицать, как это делает Митрохин, очень неадекватно в сложившейся ситуации, поскольку это вновь привлекает внимание к Чубайсу и той роли, которую он играет в СПС.
Я знаю, что Чубайс и Гозман не были инициаторами этого объединения в Москве, но это не означает, что они его не одобрили, и это не означает, что Чубайс не остается одним из лидеров СПС — теневым и, наверное, самым главным. То, что между Гозманом, главным технологом СПС, и Митрохиным, главным технологом «Яблока», существуют какие-то внутренние противоречия, это не означает, что Чубайс не оказывает влияния на СПС, «Яблоко» и демократическое движение в целом. Не бывает таких коалиций, созданных в Москве, без принципиальных договоренностей лидеров.
Хомяков, известный и очень уважаемый в СПС человек, озвучивший идею выдвижения Анатолия Чубайса в мэры столицы, выражает точку зрения определенных кругов. Он влиятельный человек, политолог и политик. И высказывая эту точку зрения, он не просто выражает свое частное мнение, как мне кажется, а выражает мнение определенных кругов СПС.
Судя по тому, что никто из официальных лидеров не отрицал эту идею, можно предположить, что это некий долгоиграющий партийный проект СПС под условным названием «Чубайс — мэр», который раскручивается на перспективу. Любой такой проект, естественно, начинается с пробного камня, с пробного шара. И вот этот пробный шар и есть выступление Валерия Алексеевича Хомякова.
Обвинения и нехорошие слова в статье — это в том числе и нечто личное от Митрохина. Раз Митрохин и Гозман находятся между собой в очень жестких отношениях, им есть за что быть друг другом недовольными.
Но здесь, несомненно, есть и принципиальный момент. Электораты СПС и «Яблока» отличаются друг от друга. Отличается в целом облик этих партий и их отношение к тем процессам, которые происходили в России в 90-е годы. Одним словом, это абсолютно разные организации — даже временно объединенные на выборах в Мосгордуму. И Митрохин, напоминая вновь, что в СПС есть люди, которые выступали против объединения, вынужден признать, что между СПС и «Яблоком» были и продолжают оставаться разногласия.
Этот блок не сконцентрировал всех демократических сил, которые есть в Москве и в России. Сюда не вошел Касьянов — пусть у него небольшой рейтинг, но он достаточно известный политик, сюда не вошел Рыжков, сюда не вошла Хакамада, не вошел кандидат от демократов по 201-му избирательному округу господин Шендерович с Комитетом-2008 и целый ряд других деятелей. Тот же Лысенко мог бы присоединиться. И далеко не всех из не вошедших в коалицию этот объединенный блок мобилизует на свою поддержку. За рамками остаются демократически протестные избиратели, которым сильно не нравится происходящее в Москве и в России.
Митрохин, говоря о врагах объединения «Яблока» и СПС на выборах в Мосгордуму, мог иметь в виду разных людей. Он мог иметь в виду Гозмана. (вопрос: он что, меньшинство?). У Митрохина может быть своя точка зрения внутреннего устройства в СПС. Он может и Чубайса считать внутренней оппозицией, так как тот не одобрял объединения с «Яблоком». Поэтому Митрохин в данном случае выдает желаемое за действительное. Очень влиятельных людей в СПС, которые фактически руководят этой организацией и занимаются ее финансированием, он называет внутренней оппозицией. Оппозицией же, на мой взгляд, являются силы, которые выступили за объединение с «Яблоком».
По теме: Что стоит за объединением "Яблока" и СПС?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.