Эдуард Лимонов продолжает играть в революцию. В четверг на страницах «Новой газеты» он в очередной раз заявил о том, что НБП активно сотрудничает с КПРФ и «Яблоком» - как в Москве, так и в регионах, и посетовал на отсутствие единого оперативного штаба, который координировал бы проведение акций протеста. А заодно вновь покритиковал союзников по оппозиции за то, что они протестуют несерьезно – устраивают какие-то театрализованные представления с разноцветными воздушными шариками. Шарики эти почему-то никак не дают покоя Лимонову.
Двумя неделями раньше он уже обрушивался на них в статье «Дружелюбная критика» на сайте «Грани.Ру». Укоряя союзников за нерешительность, граничащую с трусостью, вождь нацболов призывал их равняться на НБП: «нужно больше действий, подобных тем, что совершают национал-большевики. Устроим им (т.е. властям) десятки и сотни Вьетнамов!».
Но если Лимонов так невысоко ценит союзников, зачем же ему тогда «единый оперативный штаб»? Не для того ли, чтобы, как положено революционеру, попытаться возглавить протестную коалицию? Ведь сами по себе нацболы составляют крошечное меньшинство по сравнению с молодежным крылом компартии. Однако у них есть то, чего нет у коммунистов – имидж крутых «бойцов прямого действия», в основном созданный усилиями самого Лимонова. А значит, есть и моральное право диктовать свою линию более многочисленным союзникам и попутчикам...
Правда, сами коммунисты придерживаются совсем другого мнения на этот счет. Так, например, секретарь Московского горкома КПРФ Владимир Улас, считает, что без информационной и материальной поддержки компартии у нацболов вообще ничего бы не получилось. «Они находятся на нашей базе, к нам примыкают, участвуют в разных акциях в качестве очень небольшой доли… Мы ребят поддерживаем, потому что они молодые… Тут просто несоизмеримы возможности и людские, и информационные, и все остальные у КПРФ и НБП». Надо заметить, что товарищ Улас знает, о чем говорит – ведь именно здание горкома КПРФ на Автозаводской с любезного разрешения коммунистов используют московские национал-большевики для проведения своих собраний.
А вот первого заместителя председателя ЦК КПРФ, депутата Госдумы Владимира Кашина сетования Лимонова об отсутствии единого штаба очень удивили. «Такой штаб всероссийский существует, работает больше года, в него входит более тридцати общественных организаций и политических партий, называется он «Комитет по самозащите, самоуправлению, самоорганизации», - рассказал он корреспонденту «Правды.Ру». - НБП активно работает в нем, заместители Лимонова всегда присутствуют на еженедельных заседаниях по вторникам. Акция 4 октября свидетельство того, что все работает, т.к в ней участвовали все организации, работающие в штабе».
Что же получается? Неужели Лимонов настолько оторвался от реальности, что не знает о существовании штаба, который функционирует больше года? Или предпочитает закрывать на него глаза просто потому, что это «неправильный» штаб? «Неправильный» - то есть такой, в котором нацболы Лимонова занимают подобающее им место – союзника, помощь которого приходится, кстати, во время проведения совместных акций, но которому, разумеется, никогда не дадут «рулить» оппозицией, как не дадут вести машину на трассе не достигшему совершеннолетия пацану без водительских прав. Тем более что идеи нацболов об организации «десятков Вьетнамов» активно не нравятся их союзникам по уличным акциям протеста – как из КПРФ, так и из «Яблока». «Это какой-то бредовый призыв, - без обиняков отозвался о словах Лимонова заместитель председателя «Яблока» Сергей Митрохин. - Войну, что ли, он хочет устроить? Нет, мы против этого, мы против любого насилия...» Правда, демократ Митрохин тут же оговорился, что, возможно, говоря о «десятках Вьетнамов» Лимонов выражался метафорически – «он же писатель». Неудобно за зарвавшегося «союзника» было и Владимиру Уласу: «Лимонов эмоциональный и творческий человек, и часто у таких людей образность не соответствует общепринятым понятиям об этом событии, они подразумевают что-то свое»... В известном романе «Двенадцать стульев» Ильф и Петров лаконично замечали по схожему поводу: «Остапа понесло».
«Я не знаю, что он имел в виду, какие Вьетнамы, - удивляется Владимир Кашин. – Я недавно был во Вьетнаме, там успешно развивающаяся экономика, темп роста промышленности и сельского хозяйства на уровне темпа Китая, они спокойно за пятилетку выходят на удвоение ВВП...»
Нет, товарищ Кашин, говоря о «десятках Вьетнамов», Эдуард Лимонов имел в виду вовсе не удвоение ВВП. Позитивный настрой вообще чужд вождю национал-большевиков, его стихия – разрушение и война. Именно в этих целях Лимонов хочет использовать силы молодежного КПРФ и «Яблока», именно поэтому он упрекает союзников в «беззубости» и малодушии. «Нужно брать глубже, нужно рисковать!» - призывает Лимонов. Рисковать чем? Свободой тех, кто поверил в троцкистские бредни вождя НБП? Не случайно после состоявшегося в сентябре марша протеста «Антикапитализм-2005» Лимонов, как говорят, был очень недоволен тем, что акция прошла тихо и спокойно, без провокаций и стычек с милицией. Что характерно, сам вождь в «Антикапе» не участвовал, сидел дома, опасаясь очередных покушений на свою жизнь. И это не единичный случай, а вполне осознанная жизненная позиция: Лимонов уже давно чувствует себя гуру, который имеет право посылать своих учеников на «подвиги», заканчивающиеся, как правило, тюрьмой. Вряд ли руководители КПРФ и «Яблока» заинтересованы в том, чтобы активисты их молодежных организаций разделили судьбу 39 нацболов-«декабристов», доверившихся Лимонову и попавших за решетку. Возможно, им пора по-дружески намекнуть беспокойному союзнику, чтобы он сбросил обороты, пока его окончательно не занесло в политический кювет.
Степан Королев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.